Выбирает режим езды и рассчитывает. Семь принципов экономичного вождения. Правила экономичной езды

Чтобы сэкономить на топливе, водители идут на различные ухищрения. Например, кто – то ставит в карбюратор распылители, кто – то пользуется методом добавления химических добавок и присадок, есть даже и такие автомобилисты, которые в бензин добавляют воду. В итоге, сэкономить топливо у них подучается в мизерных количествах, при этом вред который наноситься транспортному средству является колоссальным.

А меж тем, очень многие опытные автомобилисты знают, что для экономичной езды, как в случаи с механикой, так и с автоматикой необходимо придерживаться ряда простых правил.

Как экономично ездить и на механике и на автомате?

  1. Самое главное правило, постоянно следить за техническим состоянием транспортного средства. А именно вовремя меняем масло, при необходимости «продуваем» фильтры, поддерживаем в порядке систему зажигания, регулируем тормозные колодки. Помните, что неисправный автомобиль будет расходовать топливо в разы больше.
  2. Внимание также уделяем и шинам автомобиля. Давление в них необходимо постоянно держать на стандартной уровне, то есть на уровне зарекомендованным заводом изготовителем. Если вам придется выбирать между узкими и широкими шинами, то лучше выбрать второй вариант. Это можно объяснить тем, что для повышенной устойчивости, широким шинам необходима сухая и более или менее ровная дорога, что в нашей стране является большой редкостью. А узкие шины могут прорезаться в снег и в воду, не говоря уже о том, что благодаря таким шинам количество расходуемого автомобилем топлива снижается.
  3. Еще одним фактором, который является причиной расхода топлива – загруженность самого транспортного средства. То есть, чем меньше в автомобиле будет груза, тем меньше он будет расходовать топливо. Поэтому, при дальней дороге, по возможности автомобиль максимально облегчаем.

Как ездить, чтобы сэкономить топливо?

  1. Разгоняться на автомобиле необходимо плавно, то есть не должно быть резких ускорений и торможений. Если есть такая возможность, то обгон также должен совершаться плавно. При приближении к автомобилю, у которого скорость движения меньше, чем у вашего автомобиля, плавно увеличиваем скорость, на этой же скорости совершаем обгон, и перестраиваемся обратно. Но в случаи, если вы видите, что таким способом вы просто не успеете это сделать, то совершаем данный маневр очень быстро, невзирая на расход топлива, так как ремонт вам может обойтись гораздо дороже.
  2. В случаи, если дорожное покрытие является неровной, не следует по ней ездить на высокой скорости. Старайтесь двигаться осторожно и медленно, объезжая самые опасными колдобины. Конечно, в этом случаи количество расходуемого топлива увеличиться, но зато вы сможете уберечь подвеску.
Смотрите также:

Резкое подорожание топлива заставило многих автовладельцев обратить особое внимание на «аппетит» своей машины, даже если раньше расход топлива вполне их устраивал. Возникает закономерный вопрос: как повысить экономичность?

или Как добиться снижения расхода топлива

В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля в разделе «технические характеристики» всегда предоставляется информация о среднем расходе топлива при различных условиях движения - в городе, на трассе, а иногда и в смешанном цикле. Однако в реальных условиях эксплуатации расход горючего обычно превышает заводские данные. Обусловленно это различными условиями замеров во время тестов и при повседневной эксплуатации машины. Например, расход на трассе автопроизводители определяют при скорости 90 км/ч, и только иногда при 120 км/ч. В действительности же скорости 90 км/ч на трассе придерживаются только водители машин производства СССР. Владельцы иномарок и последних моделей «эсенговских» автомобилей, несмотря на требования ПДД, ездят быстрее. А расход топлива на высоких скоростях растет не только из-за того, что мотор работает на более высоких оборотах, но и из-за значительного увеличения сопротивления воздушного потока, для преодоления которого в цилиндрах необходимо сжигать больше горючего. В городе другие «нестыковки» - производители автомобилей не всегда учитывают многократные холодные пуски мотора и режимы перемещения в пробках, а также многочисленные перекрестки со светофорами.

Тем не менее снизить расход топлива можно. Для этого стоит усовершенствовать собственные навыки вождения и уделить внимание техническому состоянию автомобиля.

Динамика и скорость

Первое и основное правило экономичной езды - избегать высоких скоростей и динамичных разгонов. Чтобы попусту не сжигать топливо, стоит привыкнуть к плавному набору скорости и «заставлять» мотор больше работать в экономичном режиме - при 2000 - 3000 об/мин, когда удельный расход топлива у большинства двигателей минимален.

Нажимать на педаль газа при разгоне нужно как можно мягче. Любые резкие подгазовки нежелательны - на трассе следует поддерживать постоянную скорость. Для включения следующей передачи не нужно раскручивать мотор до высоких оборотов - для плавного разгона на повышенную передачу достаточно переключаться на средних оборотах. Для снижения расхода топлива при замедлении надо как можно дольше ехать на повышенных передачах.

В городе между светофорами желательно перемещаться, избегая остановок автомобиля. Троганье с места - самый неэкономичный режим движения, которого по возможности рекомендуется избегать. Следить за светофором нужно с того момента, как только он появится в зоне видимости. Если горит красный, имеет смысл прекратить разгон, а иногда и снизить скорость до величины, которая позволит подъехать к светофору, когда на нем уже включится зеленый - перекресток будет «взят» без остановки. После разгона на таких участках в карбюраторных машинах можно включить «нейтраль» и двигаться до перекрестка накатом, при необходимости притормаживая. Однако с точки зрения безопасности такой алгоритм езды не рекомендован. Безопаснее, а в инжекторных иномарках иногда и экономичнее «катиться» при включенной передаче, используя при необходимости эффект торможения двигателем.

В автомобилях с автоматической КПП важно избегать режимов «кикдаун» и «спорт», более того, если предусмотрен зимний режим («winter»), следует перейти на него - в этом случае передачи будут переключаться при более низких оборотах, когда расход топлива меньше.

Важно помнить и о том, что в режиме прогрева двигатель потребляет в два-три раза больше топлива, чем при рабочей температуре. Таким образом, желательно снижать время прогрева мотора на стоящем автомобиле - начинать движение целесообразно как можно скорее после пуска.

Согласно исследованиям автопроизводителей, трехминутная стоянка автомобиля с работающим в режиме холостого хода двигателем приравнивается к поездке на расстояние около 0,5-1 км. Из этого следует, что объезжать пробки подчас выгоднее, чем стоять в них в течение получаса-часа. А при стоянке перед железнодорожными переездами мотор лучше выключать. Справедливость этого утверждения доказывает и тот факт, что многие автопроизводители устанавливают на свои новые модели систему «Stop & go», которая автоматически выключает и включает двигатель при движении в пробках и стоянках на светофоре.

Впрочем, использовать правила экономичной езды нужно с умом, чтобы не создавать помех другим участникам движения.

Техсостояние

Техническое состояние автомобиля - фактор, который так же существенно влияет на расход топлива, как и стиль вождения.

Воздушный фильтр. Загрязненный фильтр в карбюраторных системах питания способствует обогащению топливо-воздушной смеси, что приводит к повышению расхода топлива на 10 - 30%.
Карбюратор. Это главный узел, который отвечает за подачу в цилиндры требуемого количества топлива. Если он неправильно отрегулирован, использованы несоответствующие жиклеры, воздушные каналы забиты, расход бензина может повыситься и в два раза.
Система зажигания. Момент воспламенения топливовоздушной смеси также влияет на расход топлива. И при раннем, и при позднем зажигании снижается мощность двигателя, что приходится компенсировать более продолжительной ездой на пониженных передачах при повышенных оборотах. Потребление топлива при этом увеличивается. Чтобы этого избежать, следует проверить межэлектродный зазор у свечей и работоспособность систем, от которых зависит угол опережения зажигания на различных режимах.
Инжекторная система питания. Повышенному расходу топлива может способствовать множество неполадок, при которых электронный блок управления переходит в режим работы по усредненным параметрам. Чаще всего из строя выходят датчики, которых в системе управления двигателем около десятка. Тогда на щитке приборов загорается надпись «check engine» или символ двигателя. В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику и заменить неисправный датчик. Снизить расход топлива в машинах с электронным впрыском топлива можно с помощью чип-тюнинга, который обычно применяют для увеличения мощности и крутящего момента моторов.
Шины. Уменьшение давления (даже на 0,1 атм) способствует повышению сопротивления качению колес, а значит, и расходу топлива. Использование зимних шин в летний период также приводит к снижению экономичности, поскольку эти покрышки имеют больший коэффициент сопротивления качению.
Углы установки колес. При их нарушении не только ускоряется износ подшипников ступиц и протектора шин, но и из-за повышения сопротивления качению увеличивается расход топлива.
Тормозная система. Из-за отсутствия зазора между колодками и дисками (барабанами) в подклинивающих тормозных механизмах энергия тратится на «холостое» трение, что также компенсируется сжиганием в цилиндрах увеличенных порций топлива.
Попутные потребители

Кроме стиля вождения и техсостояния машины, на расход топлива оказывает влияние еще ряд факторов. Во-первых, это электропотребители. Мощные лампы фар, другие источники света, аудиоаппаратура через «генератор» могут забирать у двигателя значительную часть энергии, для компенсации которой требуется сжигать дополнительные порции топлива.

Во-вторых, кондиционер (климат-контроль), компрессор которого также отбирает у мотора часть мощности. Работающий кондиционер способен повысить расход топлива на 5 - 20%. И чем меньше мощность мотора, тем выше этот процент.

В-третьих, многие дополнительные навесные элементы больших размеров, предлагаемые в качестве тюнинговых аксессуаров, могут существенно увеличить коэффициент аэродинамического сопротивления, вследствие чего двигателю придется вырабатывать больше энергии.

Аэродинамика, а значит, и экономичность ухудшаются и при езде на высоких скоростях с открытыми (особенно полностью) окнами и люком. Отрицательно влияет на расход топлива и сильный встречный или боковой ветер.

Езда с верхним багажником или прицепом также способствует росту «аппетита». И чем больше и габаритнее груз, тем выше расход. Более того, отрицательно сказывается на экономичности и лишний груз, поэтому ненужные запчасти и запасы технических жидкостей желательно оставлять в гараже.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

По данным аналитиков, сегодня автомобиль есть в каждой второй семье или у каждого четвертого россиянина. Для многих семей расходы на машину являются одной из самых крупных статей расхода в семейном бюджете.

Поэтому каждый человек, который имеет автомобиль, просто обязан знать, как экономить бензин. Дальше мы дадим вам несложные и вполне осуществимые советы - если вы будете им следовать, то уже вскоре заметите, что стали намного реже заезжать на автозаправку.

Если вы хотите сэкономить бензин, то должны первым делом проверить воздушный фильтр. Загрязненный фильтр пропускает в двигатель намного меньше воздуха, что негативно сказывается на расходе топлива. Проверить и заменить фильтр очень просто: поднимите его на просвет, если свет не проходит, тогда фильтр нужно заменить.

Подбор масла

Тем, кто хочет экономить топливо, нужно взять на заметку: расход топлива может зависеть от выбранного вами моторного масла. Двигатель автомобиля работает на смеси воздуха и бензина. Эта смесь, сгорая заставляет двигаться поршни двигателя и другие детали мотора. При движении деталей возникает сопротивление. Чем сильнее сопротивление, тем больше энергозатрат требуется, а следовательно тратится большее количество горючего.

Моторное масло необходимо чтобы обеспечить смазку всех движущихся деталей двигателя. Но моторное масло бывает разной вязкости. Чем меньшей вязкостью обладает масло, тем легче происходит движение деталей и меньше тратится энергии, то есть меньше расходуется топлива. И наоборот.

Однако, при выборе моторного масла нужно руководствоваться и другими параметрами. Например, выбор масла зависит от времени года, от возраста автомобиля, от условий гарантии и т.д.

Давление воздуха в шинах

Новичку нужно знать, что на расход топлива очень влияет давление воздуха в шинах. Поэтому перед каждым выездом, пока шины еще холодные, давление нужно обязательно проверять. Не будет преступлением, если давление в шинах будет выше нормативного на 0,3 бар. Конечно, это увеличит давление на детали подвески и на кузов - но на качестве езды это никак не отразится и в большинстве случаев пассажиры этого просто не заметят.

Скорость езды

Если нужно экономить бензин, постарайтесь ездить медленнее, не превышать установленную правилами скорость. Чем быстрее едет машина, тем большее количество оборотов совершает двигатель. А для большего количества оборотов ему нужно потратить большее количество энергии.

Манера езды

Еще один совет для тех, кто задался целью экономить бензин - пользуйтесь педалью газа «вдумчиво». Избегайте резких стартов и торможений, потому что при этом в цилиндры двигателя подается слишком много топлива. На малых скоростях старайтесь не включать повышенные передачи. И наоборот, не позволяйте стрелке тахометра переваливать за 2500-3000 оборотов, если есть возможность переключиться на повышенную передачу.

Сюда же можно добавить – старайтесь объезжать “пробки” на дорогах, а также меньше ездить в “часы пик”. Ведь именно в это время водителям приходится часто стартовать и много тормозить.

Также хочу порекомендовать еще один отличный совет, который поможет вам овладеть экономичной манерой езды. Например, при приближении к светофору, старайтесь тормозить заранее, так чтобы машина не остановилась полностью до того момента, как загорится зеленый сигнал светофора.

Дело в том, что для того, чтобы сдвинуть с места неподвижный автомобиль требуется большее количество энергии, нежели когда он двигается, пусть и с небольшой скоростью.

Дополнительное оборудование

Еще один противник экономии бензина - кондиционер, работающий в салоне вашего автомобиля. Благодаря ему расход бензина увеличится от 5 до 20%. Вы можете возразить: но это же жарко и грязно! Да, но зато вы сможете дотянуть до автозаправки тогда, когда у вас остается совсем мало бензина. Также, сюда добавьте все остальное дополнительное оборудование, будь то автомагнитола, противотуманки, печка и т.д. Каждый дополнительно включенное оборудование влияет на расход бензина.

Тюнинг

Если хотите экономить бензин, тогда откажитесь, хотя бы на некоторое время, от тюнинга. Широкие диски создают большее аэродинамическое сопротивление, а значит и влияют на расход топлива в сторону его повышения.

Вид бензина

Как это ни парадоксально звучит, но экономить бензин поможет… езда на старой машине. Дело в том, что старые авто не жалко заправлять более дешевым бензином, например АИ92. В то время как большинство новых автомобилей более требовательны к качеству бензина и их следует заправлять топливом с повышенным октановым числом.

Масса автомобиля

Для того, чтобы снизить расходы на горючее, также стоит учесть и массу автомобиля. Если вы только планируете покупать авто, то присмотритесь к более маленьким, а значит и более легким авто. Чем меньше масса автомобиля, тем меньше энергии нужно для его разгона.

Если у вас уже есть авто и в ближайшее время вы не планируете его менять, то позаботьтесь о том, чтобы не хранить в тачке лишние вещи. Уберитесь в багажнике, оставьте все лишнее в гараже или на даче.

Разновидность коробки передач

Также, при выборе экономичного автомобиля отталкивайтесь от коробки передач. Автоматическая коробка передач расходует на 10-15% топлива больше нежели механика.

Объем двигателя и количество лошадиных сил

Не лишним будет обратить внимание на объем двигателя и количество лошадиных сил. Чем больше это число, тем более “прожорливая” будет машина.

Открытые окна

При быстрой езде старайтесь не открывать окна, так как воздушные потоки попадающие в машину оказывают дополнительное сопротивление, вследствие чего двигателю для поддержания скорости требуется дополнительная энергия, которая поставляется в виде топлива.

Установка газобаллонного оборудования

Есть еще одно радикальное средство снижения затрат на топливо – это установка газобаллонного оборудования (ГБО). Я сам так сделал еще в 2007 году, установив ГБО. Газ расходуется немного быстрее, чем бензин, но при этом он почти в 2 раза дешевле. Поэтому, наш существенно сократил расходы после данной операции.

Есть конечно и минусы, например багажник стал значительно меньше, так как его половину теперь занимает баллон, в который заправляется газ. Также добавлю, что по ощущениям, машина через несколько эксплуатирования на газу, стала несколько “тупее”. То есть, нет уже того быстрого разгона, что был ранее, скорость набирает значительно тяжелее.

Для тех, кто привык к спокойной и размеренной езде в городе это не будет минусом. Но если вы планируете дальние поездки, то имейте ввиду, что при обгонах длинных фур на трассе, медленный разгон может стоить жизни.

Несколько лет назад я путешествовал по России на своей машине и чувствовал себя дискомфортно на трассе.

Скидывайтесь на бензин при дальних поездках

Еще один совет, который обязательно поможет вам в вашей экономии - это так называемая схема carpool. Состоит она в том, чтобы делить авто для дальних поездок с соседями, друзьями и родственниками. Ваши расходы на бензин от этого существенно уменьшатся.

Также, этот способ экономии пригодится тем, кто подвозит на работу своих коллег. Помню, на одном из предыдущих мест работы у меня были несколько коллег, которые проживали в соседнем городке, находящимся в 30-ти километрах от места работы. Так вот, добирались на работу они на машине одного из работников. Соответственно, все вместе скидывались на бензин.

Утепляйте двигатель в зимнее время года

Чем быстрее прогревается машина, тем меньшее количество бензина она тратит. Обычно автомобилисты утепляют движки своих “железных” коней дарнитом, войлоком, одеялами и т.п.

Это не всегда безопасно и эффективно. На смену им сейчас пришли специальные автомобильные одеяла, которые содержат в себе специальные огнестойкие материалы, помогающие сохранить тепло в течение длительного времени.

Благодаря этим одеялам двигатель дольше остывает, что полезно в тех случаях, когда вы не надолго приехали куда-то, например в магазин за покупками.

Используйте подогрев

В зимнее время года автовладельцам приходится чаще прогревать двигатели. Если автомобиль долгое время простоит на холоде, то его потом труднее завести. Да и это плохо отражается на состоянии двигателя.

Чем чаще мы заводим и прогреваем авто, тем больше расходуем топлива. Для решения этой проблемы можно пользоваться специальными подогревами. Существует множество различных моделей. Некоторые из них работают от электропитания, но есть и продвинутые автономные подогреватели.

Следите за ценами

Каждый человек – это набор привычек. Многие люди привыкают заправляться на одних и тех же заправках, что не всегда выгодно для их личных финансов. Периодически мониторьте цены на других заправках и выбирайте ту, где наилучшее сочетание качества и цены.

Заправляйтесь бонусами

На многих автозаправках сегодня активно внедряются различные маркетинговые фишки, среди которых можно выделить бонусные программы. Обычно при заправке на какую-то крупную сумму, автовладельцу выдается бонусная карта.

Со всех последующих заправок на эту карту начисляются бонусы, в зависимости от потраченной суммы. На различных заправках сумма бонусов может быть различная, но чтобы было понятно приведу пример:

Вы заправляетесь на 30 литров бензина, оплачивая за это, допустим 900 рублей (из расчета 30 рублей за 1 литр бензина). На бонусную карту вам начисляют 30 баллов, которые по сути равны 30 рублям.

Другими словами, когда вы накопите на карте 900 бонусов, то сможете обменять их на 30 литров бензина.

Еще одна разновидность данной программы, когда вам начисляют на бонусную карту определенный процент от потраченной суммы. Но там есть определенные ограничения. Если вы заправляетесь в месяц не более чем на 5000 рублей, то вам предложат карту с 2% возвратом. То есть. вы оплачиваете 1000 рублей, а вам на такую карту возвращается 20 рублей. Накапливаете нужную сумму на бонусной карте и затем расплачиваетесь бонусами.

Если вы тратите в месяц более чем 5000 рублей (опять же на разных заправках денежные границы могут быть разные), то вам дадут карту с 5% возвратом. Заправились на 1000 рублей – получили на бонусную карту 50 рублей.

Такая программа привязывает вас к конкретной автозаправке, но почему бы и нет, если вас устраивает качество бензина, обслуживания и цена.

Оплачивайте заправку пластиковой картой систем Visa или Mastercard

Этот способ может работать не везде и не у всех, но рассказать о нем я должен. Суть его вот в чем. У меня открыт в Альфа-банке. К нему привязана пластиковая карта. Это не кредитная карта, а обычная пластиковая карта Visa, которая мне нужна больше для того, чтобы пользоваться онлайн-банком. Подробнее о сервисе Альфа-клик и как он экономит мне время и деньги я писал .

Так вот, в моем городе есть сеть заправок, у которой с Альфа-банком заключено какое-то соглашение. Положительный момент для меня как для клиента Альфа-банка и как для автолюбителя заключается в том, что при оплате на данной заправке картами Альфа-банка я получаю 5% скидки независимо от того, в какое время я заправляюсь и на какую сумму.

Не сочтите это за рекламу, я уверен, что в других банках есть подобные соглашения. Позвоните в свой банк и уточните о подобных скидках. Либо, на каждой автозаправке, где вы заправляетесь – спрашивайте о подобных скидках и бонусах.

Также хочу заметить, что у меня 2 карты Альфа-банка. Одна обычная пластиковая, а вторая кредитная с льготным периодом кредитования (100 дней). Когда у меня заканчиваются деньги, то я обычно заправляюсь кредиткой, где у меня 100-дневная льгота. В таком случае я как-бы беру взаймы у банка, но проценты платить не надо, а бензин покупаю со скидкой.

Оплачивайте заправку кредитной картой, которая позволяет делать возврат потраченных денег

В предыдущем пункте я затронул тему кредитной карты. В этом пункте я ее продолжу, но уже на примере другого банка. У меня также есть кредитная карта с льготным периодом кредитования от банка Хоум-кредит.

Одно из преимуществ данной карты в том, что с каждой покупки мне возвращается на карту 3%. Как вы понимаете – это способ экономить на бензине. Пусть не много, но все же. На этой карте льготный период меньше чем в Альфа-банке, всего 51 день. Я пользуюсь картой даже если в кармане есть наличные. Покупаю все что мне нужно, заправляюсь, а когда подходит время закрывать долг – оплачиваю его теми наличными, которые лежали в бумажнике.

Сейчас многие банки предлагают кредитные карты с льготным периодом кредитования, которые возвращают определенные процент со сделанных вами покупок по этой карте. Проценты возврата могут отличаться.

Заправляйтесь в ночное время

Этот способ также работает не на всех заправках. В пункте 19 я описывал способ экономить бензин с помощью карты. Там же я писал про сеть заправок в нашем городе у которой заключен договор с банком. Так вот, на этих заправках также действует такая акция: если ты приезжаешь заправляться после 11 вечера и до 7 утра, то получаешь 5% скидку.

В 19 пункте я описывал про то, что они дают 5% скидки при оплате картой Альфа-банка. В этом случае тоже 5%, но для меня этот вариант не удобен. Я редко когда езжу куда-то после 11 вечера. Но если бы у меня не было карты Альфа-банка, то вполне возможно, что я ездил бы на эту заправку вечером, чтобы получить скидку.

Напоследок мы дадим вам совет, который вам покажется глупым. Самый лучший способ экономии топлива - это не ездить вообще. Чем меньше вы водите, тем меньше тратите. Очень часто можно наблюдать за тем, как люди выезжают в ближайшую булочную на авто, хотя до магазина расстояние - метров 200. Будет гораздо экономнее, да и полезнее для здоровья это расстояние преодолеть пешком.

Оценка статьи:

Можно ли сэкономить на топливе, не изменяя своим водительским привычкам? В условиях, когда на бензин приходится тратить все больше, этот вопрос стал особенно актуальным для белорусов. Обучить правилам вождения с минимальным потреблением топлива согласились специалисты одного из автохолдингов. Как они утверждают, на расход влияет не только загруженность машины и стиль вождения.

Немцы, которые славятся своим педантичным отношением к тратам, выстроили целую систему экономии топлива. Дмитрий Попов, тренер по продажам импортера Volkswagen, знает о ней не только в теории. За 23 года водительского стажа он опробовал все способы на своих автомобилях.

Способ 1. Снизить аэродинамическое сопротивление

По словам Дмитрия Попова, при увеличении скорости с 50 до 100 км/ч сопротивление воздуха увеличивается в 8 раз. Начиная с 90 км/ч и выше, аэродинамика - основной фактор расхода бензина. Сократить его несложно. Для начала достаточно не оставлять окна, люк и багажник отрытыми во время движения. Мешает преодолеть воздушную преграду рейлинг и багажник на крыше («лишние» пол-литра бензина на 100 километров, по словам специалистов). Из-за установки дополнительных элементов (антикрыла, защиты на кромку капота и др.) машина также встретит дополнительное воздушное сопротивление, а значит, двигатель будет потреблять больше топлива, чтобы поддерживать нужную скорость.

Способ 2. Распределить вес

Если не нагружать одну часть или сторону автомобиля, оставляя при этом другую свободной, можно сократить качение на ямках, неровностях дороги. Прямолинейное движение автомобиля сделает более эффективными разгон и торможение. «При этом меньше изнашиваются детали трансмиссии и подвески, - замечает Дмитрий Попов. - Это правило наиболее актуально для большегрузных, вместительных машин».

Имеется ввиду, что для экономии достаточно просто выгрузить из салона и багажника все лишнее: начиная от запасного аккумулятора и заканчивая тарой с антифризом (которую можно забыть выложить после зимы). Это исключит пробуксовку при старте (коих в городском цикле немало) и в целом облегчит автомобиль. Естественно, мотор сдвинет с места и нагруженную машину. Правда, «съест» больше топлива.

Способ 4. Контроль за АКБ

Из-за плохого аккумулятора увеличивается нагрузка на генератор, что выливается в неоправданный расход топлива. Громкая музыка, печка, подогрев сидений, стекол и зеркал, работа лишнего светового оборудования - все это, вполне очевидно, сулит затраты. Дмитрий Попов утверждает, что использование кондиционера увеличивает расход топлива на 0,3 литра на каждые 100 километров. Круиз-контроль «вытягивает» дополнительные 0,2 л/100 км. Фары головного света обойдутся в 0,1 л/100 км. А меломанам придется смириться с 0,2 л/100 км, потраченными на CD-ресивер и магнитолу.

Способ 5. Своевременно проходить техобслуживание

С точки зрения экономии в первую очередь важна замена смазочных материалов - так можно снизить потери на трение в двигателе и трансмиссии. Грязный воздушный фильтр препятствует попаданию потока воздуха внутрь мотора. Это отражается на работе последнего отнюдь не лучшим образом. Фильтр стоит периодически вытряхивать и продувать даже между ежегодным ТО. На топливе можно сэкономить, поддерживая в норме развал-схождение, проверяя заряд АКБ и давление в шинах. Если их перекачать на 0,5 атм, уменьшается трение-качения шин. Как результат - сбереженные 0,3-0,5 л/100 км. Требования к «резине» - отдельный пункт. Самыми экономичными считаются радиальные покрышки. После пяти лет эксплуатации у них истекает срок годности - нужно менять. Так же стоит поступить и с шиной, у которой стерся протектор.

Способ 6. Сыграть на внешних факторах

Даже погода может помочь уменьшить расход. Например, при низкой температуре плотность воздуха больше, а значит, мотор быстрее насыщается им. К внешним факторам стоит отнести и качество дорожного покрытия, и трафик, и ландшафт дороги (за подъем на каждые сто метров над уровнем моря водитель рассчитывается лишними двумя литрами топлива на 100 км). Поэтому так важно заранее планировать маршрут движения, учитывая возможные пробки и неровности на дороге.

Способ 7. Пересмотреть стиль вождения

Движение, по возможности, должно быть плавным, без резких ускорений и торможений. То есть бессмысленно рваться к светофору, а потом давить педаль тормоза, сжигая бензин и стирая колодки. Каждая остановка отражается на расходе (он максимален, когда автомобиль трогается с места). Потери во времени незначительны, если держать нормальную дистанцию. Можно тормозить двигателем. Например, на пологом спуске экономнее двигаться, переключившись на пятую передачу и отпустив газ, - расход топлива при таком вождении равен нулю. Бесполезный вариант - переключаться на нейтральную передачу. Инжекторные двигатели при езде «накатом» расходуют даже больше топлива, чем при торможении двигателем. Сэкономить поможет и тахометр: наименьший объем горючего тратится при выборе самой высокой передачи при минимальных, но стабильных оборотах (2400 - 3000 для бензиновых агрегатов и 1500 - 2500 для дизеля). Специалисты советуют при ускорении пропускать передачу: переключаться с первой на третью, с третьей на пятую. А во время долгих стоянок (например, в пробках или на железнодорожных переездах) рекомендуют выключать двигатель.

Практика

Чтобы убедиться в действенности всех перечисленных правил, мы решили провести тест - проехать приблизительно один километр сначала в привычном городском, то есть агрессивном, стиле, а потом - в спокойном режиме. Для испытания был выбран Volkswagen Polo - личный автомобиль нашего консультанта Дмитрия Попова. Седан оснащен 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л. с. Выбор пал на эту машину еще и потому, что на панельной доске имеется датчик среднего расхода топлива на 100 км. Трасса - с покрытием среднего качества.

Немного теории

Каждый автомобиль имеет определенную массу. Чтобы разогнать его до некоторой заданной скорости, необходимо затратить энергию. Чем быстрее разгон, тем больше ее понадобится. А поскольку энергия хранится в горючем, то и сжигается его в цилиндрах двигателя больше.

При постоянной скорости расход топлива относительно меньше, но, так как сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости, расход бензина заметно растет на высоких скоростях. Нужно учитывать и такую характеристику, как удельный эффективный расход топлива. Это количество горючего, необходимое для получения 1 л. с. в час. Этот показатель достигает наименьшего значения (примерно 180–220 г/л. с.·ч.) при 2800–3500 об/мин.

Переходим к практике

ИсходЯ из теории, чтобы расходовать меньше горючего, нужно реже разгоняться, не раскручивать двигатель до высоких оборотов и своевременно переходить на высшую передачу. Педаль газа необходимо нажимать плавно, чтобы избежать обогащения смеси на режиме разгона и как можно реже пользоваться тормозами. То есть, наиболее экономный режим – это равномерное движение на высшей передаче при небольших оборотах. Его в коробках-«автоматах» реализует компьютер, когда водитель выбирает экономичный режим. С «механикой» все придется делать самостоятельно, что, к сожалению, не всегда возможно.

Едем по городу

В одном и том же городе расход горючего на аналогичных автомобилях у разных водителей может отличаться на 10– 20%. Если вы хотите сэкономить топливо, начните с выбора маршрута. Лучше проехать немного большее расстояние, но не останавливаться на светофорах и в пробках. Особенно это помогает в крупных городах. Учитывать нужно все – время суток, день недели, сезон, наличие тех или иных учреждений в районе.

Уличный слалом практически не дает выигрыша во времени. Самый рациональный режим – это движение в общем потоке. Плавно разгоняйтесь и своевременно переходите на повышенную передачу. Для автомобилей, оснащенных тахометром, лучше держать обороты в пределах 2000–3000 об/мин. На ровных участках можно ехать и на пятой передаче, но при заниженных оборотах иногда расход будет выше, чем на четвертой при той же скорости. Если тахометра нет – ориентируйтесь по спидометру, переключаясь с 1-й на 2-ю при 20–30 км/ч, со 2-й на 3-ю – 40 км/ч, с 3-й на 4-ю – 60 км/ч. Иногда можно использовать переключение через передачу, например, первая – вторая – четвертая.

При замедлении на инжекторных автомобилях и карбюраторных, оснащенных ЭПХХ, используйте торможение двигателем, снимая ногу с педали газа. В этом случае в определенном диапазоне оборотов (1,5-2 тыс. об/мин) электроника отключает подачу горючего. На карбюраторных автомобилях без ЭПХХ экономичнее использовать накат, т. е. движение с выключенной передачей, если впереди на светофоре горит красный.

При длительных остановках в пробках или на светофорах можно глушить двигатель. Общий принцип экономичной езды в городе – выбирать максимально равномерный режим движения, перед препятствием заблаговременно прекращать разгон, переходя на накат или торможение двигателем.

Особенности шоссе

Как и в городе, по трассе необходимо двигаться равномерно, без ненужных ускорений и замедлений. Оптимальная скорость, позволяющая получить высокую среднюю скорость и минимальный расход горючего – 90–100 км/час. Увеличение ее выше 100 км/час приводит к заметному росту расхода бензина.

Если вы часто ездите за городом, проведите эксперимент: заправьтесь «под пробку» и запишите показания спидометра (или обнулите показания суточного пробега). На заправке в конечном пункте снова заправьтесь до максимума и посчитайте расход. В следующий раз измените режим езды (например, скорость – не выше 100 км/час) и снова замерьте расход. Таким образом, можно вычислить рациональный режим для конкретного маршрута. Если нужно «дотянуть» до заправки – займите правый ряд и двигайтесь с минимальной скоростью на высшей передаче.

Разгоняясь за городом, нужно как можно быстрее выйти на высшую передачу и, соответственно, на «крейсерскую» скорость.

На длинных спусках используйте режим торможения двигателем, а на карбюраторных машинах без ЭПХХ – накат, но не глушите мотор! На скользких дорогах, а также на крутых спусках и в горах накатом не пользуйтесь.

Влияние техники

Только исправный автомобиль может обеспечить минимальный расход горючего. К увеличению его приводит целый ряд неисправностей в системах питания, зажигания и шасси автомобиля. Часть мощности (и горючего!) расходуется для обеспечения работы дополнительного оборудования. Например, кондиционер, работающий на максимальной производительности, может увеличить расход бензина на 1-2 л/100 км. Поэтому на небольших скоростях (до 60 км/ч) иногда выгоднее открыть окна и не включать кондиционер.

Каждая из этих составляющих вносит свой небольшой вклад. Но если в сумме удастся сэкономить всего 10–15%, это как раз и будут те 40–50 копеек, на которые подорожал бензин.

Скорость и расход

С повышением скорости растет и расход бензина, причем чем выше скорость, тем больше «аппетит».

Стоит ли переключать передачи?

В ходе эксперимента, проведенного на автомобиле Citroёn Grand C4 Picasso, подтвердились теоретические положения. До 5-й передачи включительно при скорости 60 км/ч расход бензина снижался, а на 6-й при той же скорости он вырос. Поэтому ездить на слишком низких оборотах нецелесообразно.