Что дает замена электролита аккумуляторе. Как правильно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе

В большинстве автомобилей аккумуляторы герметизированы на весь срок службы. Тем не менее, у них есть небольшое вентиляционное отверстие, через которое выходит газ. Таким аккумуляторам не требуется дозаправка.

В других аккумуляторах уровень жидкости проверяется раз в месяц. Если жидкости недостаточно, ее можно долить.

Не стоит лить в аккумулятор обычную воду из-под крана. Она содержит минеральные вещества, которые вызывают ненужные химические реакции. Используйте дистиллированную воду или специальную жидкость.

Избегайте перелива, из-за которого жидкость может попасть в вентиляционное отверстие после того, как аккумулятор начнет заряжаться.

При осмотре аккумулятора не подносите к нему открытый огонь. Внутри находится электролит, который может выделять огнеопасный газ, особенно после зарядки.

Заправка аккумулятора

Перед доливом жидкости очистите поверхность рядом с крышкой, чтобы грязь не попала внутрь аккумулятора.

Аккумуляторы весят довольно много, поэтому у них есть ручки или уступы, чтобы было удобнее вытаскивать их наружу.

Электролит представляет собой смесь серной кислоты и очищенной воды. Это агрессивная и опасная жидкость. Постарайтесь не пролить ее на руки или одежду.

Если это все же случилось, промойте пораженную поверхность водой. Если жидкость попала в глаза, промойте их проточной водой и обратитесь к врачу.

Если электролит попал на поверхность внутри автомобиля, как можно быстрее смойте его большим количеством воды.

При отсутствии протечек падение уровня жидкости в аккумуляторе происходит из-за испарения воды.

Если уровень жидкости падает слишком низко, аккумулятор начинает работать менее эффективно.

Если в ячейке аккумулятора долго не будет жидкости, произойдут необратимые повреждения. Таких ситуаций допускать нельзя, т.к. для накапливания нужного количества заряда требуется, чтобы все доступные ячейки функционировали нормально. Аккумулятор с поврежденными ячейками придется заменить.

Скорость испарения электролита зависит от двух факторов: температуры под капотом (если аккумулятор находится именно там) и степени избыточной зарядки.

В общем случае, чем выше температура, тем чаще требуется заправлять аккумулятор. Как правило, проверка проводится раз в месяц. Если стоит теплая погода или при ежемесячной проверке выясняется, что уровень жидкости слишком низок, проверяйте аккумулятор чаще. Аккумуляторы протекают крайне редко. Тем не менее, если при плановой заправке вам потребовалось долить больше жидкости, чем обычно, это повод насторожиться.

Если по каким-либо причинам аккумулятор получает избыточный заряд, следы электролита обнаруживаются рядом с крышками ячеек или в верхней части корпуса (см. раздел Проверка аккумулятора).

Как заправить автомобильный аккумулятор

Снимите крышки ячеек или желобов и заполните каждую ячейку до отметки на корпусе. Если отметки нет, лейте жидкость до тех пор, пока она не покроет пластину. Для того, чтобы увидеть пластику, необходимо заглянуть внутрь через отверстие.

Помимо дистиллированной воды можно использовать специальную жидкость, купленную на станции техобслуживания или в магазине с комплектующими. Покупайте жидкость в запечатанных контейнерах, чтобы она была максимально чистой.

В качестве альтернативы можно использовать талую воду, собранную в чистую банку или бутылку.

Перед заправкой очистите поверхность рядом с крышками, чтобы грязь не попала внутрь.

Крышки ячеек снабжены вентиляционными отверстиями, через которые выходит газ, образующийся при зарядке аккумулятора. Не забудьте очистить эти отверстия.

После заправки вытрите воду, пролившуюся на верхнюю стенку корпуса.

Автоматическая заправка

В некоторых аккумуляторах желоба расположены в верхней части, что позволяет заправлять их автоматически.

В аккумуляторах с крышками на желобах обычно есть пластиковые ограничители, которые перекрывают подачу воды.

Для этого необходимо снять крышку и налить жидкость в желоб, чтобы ограничители отмерили нужное количество и закрылись самостоятельно.

Автоматическая заправка особенно выгодна для автомобилей с необычным расположением аккумулятора, когда у заправляющего нет возможности заглянуть внутрь и оценить уровень жидкости.

Возьмите бутылку с жидкостью и вставьте горловину в желоб. Как только ячейка будет заполнена до нужного уровня, вода будет перекрыта.

Использование гидрометра

Сожмите грушу гидрометра, опустите носик в ячейку и отпустите рушу. Вытащите гидрометр и снимите показания поплавка. Сожмите грушу, чтобы вытолкнуть электролит обратно в ячейку.

Показания гидрометра дают представление об эффективности зарядки аккумулятора путем измерения плотности электролита, которая меняется в зависимости от количества заряда.

Плотность определяется как отношение веса определенного объема жидкости к весу того же объема воды.

Плотность электролита при полностью заряженном аккумуляторе должна составлять 1,270-1,290. Это означает, что электролит в 1,270 раз тяжелее воды.

Когда аккумулятор теряет заряд, плотность электролита падает до 1,130 и ниже.

Для измерения плотности используется специальный инструмент - гидрометр, в котором есть поплавок с грузом. На поплавке есть мерная шкала (как правило, от 1,10 до 1,30).

Вставьте носик гидрометра в ячейку, сожмите грушу и отпустите ее, чтобы сделать забор электролита. При правильном заборе электролит поднимает поплавок, но не касается груши.

Снимите показания с поплавка.

Степень заряженности аккумулятора определяется тем, насколько показания гидрометра ниже 1,290. Например, если гидрометр показывает 1,200, это означает, что аккумулятор заряжен наполовину.

Некоторые поплавки окрашиваются в разные цвета, обозначая низкий, средний или высокий уровень заряда. В некоторых гидрометрах поплавок заменен тремя шариками с разным весом. Уровень заряда определяется по количество шариков, плавающих на поверхности электролита.

Сняв показания, выплесните электролит обратно в и сделайте забор из следующей ячейки. Показания гидрометра для всех ячеек должны быть примерно одинаковы. Любое отклонение будет свидетельствовать о дефекте. В этом случае аккумулятор придется заменить.

Следует помнить, что результаты измерений, сделанных сразу после заправки аккумулятора, неверны.

Аккумулятор считается расходной деталью автомобиля. Он имеет ограниченный срок эксплуатации, ведь его ресурс постоянно снижается. Так как именно от него зависит работа всей электроники в машине, а также работа самого двигателя, то иметь исправный аккумулятор крайне важно.

Однако стоимость такого элемента довольно высока. Новый аккумулятор имеет весьма большую цену, поэтому его приобретение нередко обременительно из-за трудного финансового положения. В такие моменты можно немного продлить срок жизни батареи посредством замены электролита. Такое решение позволит вернуть былую эффективность этому элементу, если проблема заключается в истощении жидкости.

Роль электролита в аккумуляторе

Конструкция аккумулятора довольно проста и состоит лишь из нескольких элементов. Первым являются специальные свинцовые пластины, размещенные по всему корпусу. Второй же - электролит, который является связующим между этими пластинами. Благодаря химической реакции эти два элемента способны накапливать и отдавать ток.

Так как электролит связывает свинцовые пластины и является полноценным участником реакции, его количество и качество влияет на итоговую работу аккумулятора. Это не только максимальный объем энергии в устройстве, но и выдаваемое напряжение. Поэтому ухудшение его качества и объема существенно влияет на показатели работы аккумулятора.

Хотя состояние свинцовых пластин также может ухудшаться, именно жидкость между ними чаще всего приводит к ослабеванию реакции. Возникновение осадков, помутнение, испарение - эти частые проблемы приводят к тому, что пластинам попросту не с чем вступать в реакцию , накапливая и генерируя электроэнергию. Поэтому замена жидкости крайне важна для нормального функционирования устройства.

Можно ли заменить электролит

Замена жидкости в аккумуляторе - популярный объект для споров у автомобилистов. Многие считают такую процедуру бесполезной и даже опасной, а для других это обычная практика. Однако обе стороны правы. Приобретение нового аккумулятора всегда будет лучше в плане эффективности, ведь самостоятельное изменение уровня и концентрации электролита может существенно повлиять на технические характеристики устройства. Но, если такой возможности нет, то попросту необходимо регулярно заменять жидкость, поддерживая батарею в рабочем состоянии.

  • при его помутнении;
  • при образовании осадка на дне;
  • при низком уровне жидкости.

В последнем случае допускается даже не замена, а простой долив, если сама жидкость не содержит осадка и не изменила цвет.

В остальных случаях работа с электролитом не рекомендуется без существенного опыта в этой сфере. Ошибки могут привести к поломкам других электрических элементов автомобиля, а также снижению эффективности работы батареи. Но если эффективность работы аккумулятора крайне низка из-за плохого качества электролита, его замена может использоваться как реанимационное средство.

Извлечение электролита и очистка

Если вы все же решили заменить электролит в АКБ, то для этого необходимо провести несколько процедур. Первая из них — извлечение жидкости с банок. Так как это агрессивная среда для кожи, извлечение нужно проводить посредством инструмента. Для этого понадобятся:

  • защитные резиновые перчатки;
  • ветошь;
  • резиновая груша;
  • тара для слива.

Сама процедура извлечения состоит из нескольких этапов. Для начала необходимо снять аккумулятор с автомобиля и получить доступ к банкам с жидкостью. Для этого нужно отсоединить аккумулятор от клемм и поставить его на ровную поверхность. После чего снимается защитная полоска и отвинчиваются пробки на банках.

Важно! Некоторые аккумуляторы не дают свободного доступа к банкам и не поддерживают возможность разборки. В таких случаях отверстия, через которые будет сливаться и подаваться электролит, просверливаются дрелью в каждой банке.

После этих шагов необходимо отсосать резиновой грушей старый электролит с резервуаров. Нужно полностью опустошить их, выливая жидкость в заранее подготовленную тару. При ее попадании на кожу необходимо быстро промыть участок водой с мылом.

Важно! Если в аккумуляторе имеется обильный слой осадка, то ни в коем случае нельзя переворачивать его для слития электролита. При попадании этих частиц на контакты возможен «пробой», после чего восстановить устройство уже невозможно.

После полного опустошения резервуаров необходимо устранить налет и осадок посредством дистиллированной воды. Она является диэлектриком, поэтому риск пробоя минимален. Можно слегка потрясти аккумулятор после заполнения резервуаров, поднимая осадок и остатки старой жидкости. После нужно это вылить.

Следующий этап очистки включает в себя использование пищевой соды и поваренной соли. Для начала нужно заполнить банки содой на 3 часа . За это время она должна максимально разъесть налет. Далее сода сливается, банки заполняются раствором поваренной соли на час. И лишь после этого банки можно использовать для дальнейшего заполнения электролитом.

Процесс подготовки содержит довольно много этапов, но он крайне важен для дальнейшего функционирования аккумулятора. Если в нем останутся остатки старого электролита, осадок или налет, то новая жидкость вскоре также потеряет свои свойства, требуя замены. Поэтому вышеперечисленные этапы обязательны для выполнения.

Подготовка электролита

Стоит помнить, что далеко не всегда можно просто залить жидкость в аккумулятор. Для этого используется специальный электролит, имеющий строгие характеристики. И одним из важнейших показателей является плотность жидкости.

Для электролита оптимальной полностью является 1,28 г на кубический сантиметр. Этот показатель замеряется посредством ареометра. Важно отметить, что многие электролиты, продающиеся в магазинах, имеют плотность 1,40г. Поэтому даже с приобретенным необходимо повозиться.

Самостоятельно приготовить электролит можно, но не рекомендуется. Качество будет крайне низким и способно существенно повлиять на работу аккумулятора. Лучше приобрести готовый вариант, что защитит от возможных ошибок.

Замена электролита

После всех процедур очистки и подготовки необходимо начать заливку электролита. Для этого понадобятся следующие инструменты:


Также нужен ареометр для предварительной проверки плотности. Она должна составлять 1,28 г на сантиметр кубический. Если все соответствует норме, то нужно постепенно начать заполнять резервуары электролитом, заранее отметив необходимое количество жидкости для каждого из них.

Совет! Если на электродах имеется налет сульфата, то в электролит можно добавить специальные присадки для его удаления.

Резервуары заполняются равномерно и постепенно, излишки жидкости можно удалять резиновой грушей и вытирать тканью или салфеткой.

Процесс заполнения довольно прост и не требует особой подготовки. Здесь необходимо лишь замерить плотность вещества и постепенно наполнить им пустые банки. При необходимости добавляются специальные присадки, защищающие электроды.

После заполнения нельзя сразу вводить аккумулятор в работу. Необходимо подождать около двух суток до полного растворения присадочных веществ, а также до выхода всего воздуха из корпуса. Лишь после этого можно начинать этап зарядки и проверки, анализируя результат проделанной работы.

Проверка аккумулятора

По прошествии двух суток можно приниматься за зарядку аккумулятора. Делается это при помощи специального устройства с напряжением в 12В. Необходимо снять защитные пробки и присоединить зарядное устройство к аккумулятору. После этого начинается процесс циклической зарядки, который действует в соответствии со схемой «зарядка-разрядка».

Совет! Ток зарядки не должен превышать 0,1 ампера. Это является оптимальным показателем для первого раза.

Процедура проводится до полной зарядки устройства. Проверка осуществляется простым вольтметром, определяя напряжение каждой секции или клемм. На каждой секции напряжение не должно быть меньше 2,4 В, а на клеммах — не меньше 13 В.

В результате можно существенно повысить технические показатели старого аккумулятора. Замена электролита зачастую возвращает характеристики к первоначальным. Если же причина не в жидкости, а в самих пластинах, то любые процедуры реанимации здесь бесполезны. Необходимо приобретать новый аккумулятор, ведь старый уже мертв.

Для более подробного разбора рекомендуется посмотреть это видео. Здесь описана заправка нового аккумулятора, принцип которой практически не отличается от замены электролита. Это позволит не ошибиться в финальных этапах и привести устройство в рабочее состояние:

В большинстве современных автомобилей используются необслуживаемые аккумуляторы. Таким батареям не требуется, регулярный долив дистиллированной воды, так как ее расход очень мал. Иногда все же такая необходимость возникает. В этом случае необходимо знать, как это сделать.

Для этого нужно иметь следующие материалы:

— дистиллированную воду;

— шприц одноразовый с длинной иглой;

— герметик;

Причиной плохого завода автомобиля, может стать . Корпус необслуживаемых аккумуляторов закрыт полностью, а отверстия, в которые можно заливать дистиллированную воду отсутствуют. В них имеется лабиринтная система, которая улавливает пары, конденсирует, возвращая их в виде электролита. Но все же небольшой процент воды может испаряться через вентиляционное отверстие. Следовательно, чтобы вернуть аккумуляторной батарее работоспособность, попробуйте залить в него дистиллированную воду.

Нужно открыть капот. По глазку индикатора можно определить какая плотность в аккумуляторе. Если цвет зеленый, то батарея заряжена полностью, при черном индикаторе, его нужно подзарядить, а белый цвет показывает, что уровень электролита низкий.

В необслуживаемом аккумуляторе корпус полностью закрыт. Нужно снять наклейку. Крышку аккумулятора вскрывать не следует, так как установить ее на прежнее место достаточно затруднительно.

Пластиковая прозрачная крышка, позволяет видеть внутреннюю структуру камеры и перегородки. Определяется количество банок и куда заливать воду или проверяется плотность электролита. С помощью шила, нужно проделать отверстие, достаточно точно.

Одноразовым шприцем, по 5 мл в проделанное в банке отверстие, в которой находится индикатор плотности, доливается дистиллированная вода. После того как индикатор станет черного или зеленого цвета добавляют еще 20 мл.

Чтобы определить уровень электролита, игла опускается внутрь банки, а шток подтягивается в обратном направлении. При затягивании электролита внутрь шприца, маркером на игле отмеряется уровень. Если в аккумуляторе использован светлый пластик, то уровень электролита определяется на просвет и измерить линейкой. Все остальные банки доливаются водой до уровня, который отмечен на игле.

Ход работы

1. Виды работ при техническом обслуживании аккумуляторной батареи.

2. Основные дефекты аккумуляторной батареи.

Оборудование

1. Набор ключей и отверток.

2. Пресмосленка с техническим вазелином.

3. Щетка, ветошь, ёрш.

4. Уровнемерная трубка.

5. Груша резиновая для отсоса электролита.

6. Бак для дистиллированной воды.

7. Нагрузочная вилка для определения степени заряда.

8. Денсиметр с пипеткой для измерения плотности электролита.

9. Термометр.

10.Резиновые перчатки.

Аккумуляторная батарея состоит из 22 или 34 аккумуляторов, установленных в металлический сварной ящик. Плотная установка аккумуляторов в ящике достигается клиньями и прокладками из листового полиэтилена. В днище имеются желоба для сбора электролита в случае выплескивания его из аккумуляторов. Из желобов электролит можно слить через сливные пробки. Аккумуляторы соединены последовательно при помощи стальных шин. Батарея имеет три вывода: два силовых и один для питания цепи сигнализации. Для электропогрузчиков грузоподъемностью 1000 и 1250 кг аккумуляторную батарею заряжают, не снимая с электропогрузчика, на зарядном устройстве типа УЗА1-80-42У2.



Техническая характеристика аккумуляторной батареи

1. - баретка положительных пластин; 2. - положительный штырь; 3. - втулка;

4. - пробка; 5. - отрицательный штырь; 6. - крышка аккумулятора;

7. - межэлементное соединение; 8. - баретка отрицательных пластин;

9. - перегородка; 10. - бочок аккумулятора; 11. - положительная пластина;

12. - сепараторы; 13. - отрицательная пластина; 14. - призма.


ВИДЫ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

ЗАПРАВКА ЭЛЕКТРОЛИТОМ И ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

Техническое обслуживание электрооборудования, зарядка щелочных и кислотных аккумуляторов производится от мотор-генераторов, полупроводниковых выпрямителей и автодиодов. Зарядные устройства должны иметь электроконтактные часы, обеспечивающие автоматическое прекращение зарядки по истечении заданного времени. При этом после проверки батареи, включаемой на зарядку, устанавливается время работы агрегата и требуемая сила зарядного тока.

Коэффициент полезного действия по емкости у щелочных аккумуляторов нормально составляет 0,55 - 0,58, у кислотных - 0,65 - 0,75. Аккумуляторы заряжают в помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

Операции Выполнение операций
Приготовление электролита 1. Подщелочивание дистиллированной воды. Растворяют 5 - 10 г. на 1 л. Воды едкого калия или натрия в зависимости от того, какого состава требуется электролит. При растворении щелочи жидкость перемешивают железной мешалкой. Подщелоченная вода отстаивается 1 сутки, осветлившуюся часть сливают в чистых железный бак (без ржавчины), остаток с осадками в канализацию.
2. Доведение раствора до номинальной плотности. В 1л. подщелоченной воды растворяют твердой щелочи для получения плотности, г/см: 1,17 - 1,19 0,5 кг. едкого натрия 1,19-1,21 0,33 кг. калия 1,24-1,25 0,47 кг. калия
3. Доведение моногидрата лития После растворения едкого калия или натрия.
Хранение готового электролита После приготовления дать отстояться 6 - 12 ч, слить в стеклянные бутыли или железные баки (без ржавчины) и плотно закрыть.
Периодичность замены электролита Через один год эксплуатации батареи в нормальных условиях.

Подготовка аккумуляторов к замене электролита 1. Аккумуляторы разряжают до 1 В на элемент 2. Отработавший электролит сливают с сильным встряхиванием для удаления осадков. Заливают аккумуляторы подщелоченной водой температурой 80-95°С содержанием 5-10 г/л едкого кали или натрия в зависимости от применявшегося электролита. Через 2 ч воду из аккумуляторов сливают с встряхиванием и заливают их вторично подщелоченной водой, которую сливают через 16 - 20 ч. При значительном ее загрязнении аккумуляторы промывают дополнительно в третий раз.
Заполнение аккумуляторов свежим электролитом Плотность свежего электролита должна быть повышенной: а) при нормальной, требуемой условиями эксплуатации плотность калиевого электролита 1,19 - 1,21 или 1,24 - 1,25 -соответственно 1,22 - 1,23 или 1,26-1,27 б) то же натриевого электролита - 1,20-1,21
Заряд аккумуляторов после заполнения свежим электролитом Через 4 ч после заполнения. К началу заряда плотность электролита должна понизиться до нормальной. Режим заряда усиленный.
Замена калиевого электролита натриевым и наоборот Подготовка аккумуляторов, заполнение свежим электролитом и первый заряд аккумуляторов с новым электролитом производят, как указано ранее.

Электролит — это смесь, состоящая из воды, подвергнутой дистиллированию, и серной кислоты, создает химическую реакцию, вырабатывающую энергию, необходимую для питания бортового оборудования. По истечении определенного периода эксплуатации раствор утрачивает свои особенности и нуждается в замене, которую чаще всего выполняют перед зарядкой аккумуляторной батареи.

Замена электролита в аккумуляторе сегодня выполняется в любом автосервисе, но можно эту процедуру осуществить своими силами. Данная мера дает возможность владельцу транспортного средства продлить эксплуатацию аккумуляторного устройства.

Для выполнения таких работ потребуется:

Вода для замены электролита готовится в таком количестве, чтобы ее хватило для промывки самой батареи:

Перед заменой электролита следует отсоединить контакты на батарее, вытащить ее из-под капота. Сухой ветошью удаляем все загрязнения с корпуса. Теперь необходимо зачистить АКБ тряпочкой, намоченной в слабоконцентрированном растворе соды, который готовится из расчета для одной литровой банки воды 30 – 50 г состава. Выкрутите пробки, чтобы выполнить визуальную проверку нахождения жидкости в бачках. Важно помнить, что уровень электролита в отсеке должен находиться выше защиты на один сантиметр.

Ареометром откачиваем старый электролит. Некоторые автолюбители, чтобы удалить его полностью, в кислотных банках просверливают маленькие отверстия, которые потом запаивают. Можно обойтись без этого, если наклонить аккумулятор и откачивать электролитные остатки резиновой грушей.

Работать следует осторожно, чтобы капли не попадали на кожу, одежду и окружающие предметы. Для удобства разрешается АКБ фиксировать на ровной поверхности:

Помните, что переворачивать батарею вверх дном, чтобы добиться удаления всей жидкости, строго запрещается:

Сор химического происхождения, накопившийся на донной части банок, может попасть на свинцовые пластинки и застрять. Это провоцирует короткие замыкания и окончательный выход АКБ из строя.

Слив электролит, необходимо промыть батарею дистиллированной водой. Операция подразумевает плавные покачивания корпуса во все стороны. Выждав время, чтобы вода отстоялась, проводим процедуру повторно. Слив грязный дистиллят, повторяем операцию.

В пустые банки заливаем электролит, плотность которого соответствует сезону.

Заполненную батарею слегка наклоняем в разные стороны, чтобы воздушные пузырьки вышли из банок. Теперь следует на пару часов АКБ оставить в покое. Проведя визуальный осмотр уровня жидкости, выполняем, если это необходимо, ее долив.

Электролит, попадающий на поверхность кожи даже в небольших количествах, становится причиной химических ожогов. Особую опасность он представляет для слизистой глаз. В таких ситуациях следует немедленно промыть пораженное место большим количеством проточной воды, применить слабый содовый раствор. Если поражения значительные, необходимо незамедлительно обратиться к врачу:

Оставшийся после замены электролит следует подвергнуть утилизации. Если такая процедура не представляется возможной, то просто слейте его в одну тару и медленно добавляйте пищевую соду. В процессе этого возникнет бурная реакция, начнет выделяться тепловая энергия, появится некоторое количество пены. Когда процессы прекратятся, и раствор перестанет реагировать на свежую соду, его можно выливать в обычную канализацию.

Как правильно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе?

Одна из ключевых ролей в автомобиле отведена аккумулятору. Но срок его эксплуатации ограничен и не превышает 3-5 лет, в зависимости от назначения и технологии изготовления. Высокая стоимость источника питания наводит владельцев автотранспорта на мысль о продлении срока службы, а значит, при определенных обстоятельствах, требуется полная замена электролита в аккумуляторе.

В статье мы рассмотрим, как работают АКБ, как провести подготовку к смене электролитической жидкости и дадим рекомендации о том, как заменить электролит самостоятельно без помощи автосервиса, видео урок поможет досконально разобраться в этом вопросе. Особое внимание уделим правилам безопасности при работе с раствором: в его состав входит кислота, которая может разрушить корпус АКБ и привести к химическим ожогам кожи.

Споры о том, можно ли поменять электролит, регулярно проходят между сторонниками и противниками замены. Каждая сторона дебатов приводит свои обоснования, в которых присутствует доля истины.

Сторонники считают, что без замены электролита невозможно полноценно «реанимировать» аккумулятор автомобиля. Жидкость должна иметь определенную плотность, которая, в процессе эксплуатации, неуклонно снижается. Заправка АКБ новым электролитом способствует восстановлению емкости в каждой банке и исходному значению выдаваемого напряжения. Тем самым продлевается срок эксплуатации источника питания.

Противники объясняют свое мнение тем, что слить весь электролит из банок невозможно. Действительно, если подойти к решению проблемы без знания ее особенностей, часть электролитической жидкости останется на дне банок. При добавлении нового электролита может измениться плотность раствора в отсеках, что приведет к нарушению химических процессов и выходу из строя источника питания. Да и сульфатацию не всегда можно устранить полностью.

Чтобы понять, кто прав и как поменять электролит, не нарушая регламентированной плотности, рассмотрим устройство аккумулятора. Источник питания имеет довольно простую конструкцию — в корпус, разделенный на 6 отсеков («банок») вставляются положительные и отрицательные электроды, спаянные последовательно. Их количество зависит от емкости аккумуляторной батареи. Между электродами вставляются пористые диэлектрические прокладки (сепараторы), которые не допускают короткого замыкания при эксплуатации батареи.

Каждый отсек заливается химическим соединением (электролитом) определенной плотности. Между раствором и свинцовыми пластинами происходит химическая реакция, которая вызывает образование электрического тока. Нормальное функционирование батареи зависит от количества и плотности электролита.

Ухудшение качества раствора приводит к ухудшению химических процессов. Возникают осадки, помутнения, испаряется вода. Как результат, электродам не с чем контактировать, снижается количество вырабатываемого тока. Чтобы восстановить работоспособность электрической установки, необходимо поменять электролит. Если это сделать правильно и слить всю старую жидкость из каждой банки, то проблем с работоспособностью АКБ не возникнет.

Замена электролитической жидкости может продлить срок службы аккумулятора.

Получается, что менять электролит можно, если действовать осторожно и со знанием дела. Лишь при отсутствии навыков в этих вопросах лучше довериться опытным аккумуляторщикам или купить новый источник питания.

Вы уже знаете, что в состав аккумуляторного электролита входит кислота. Ее концентрация в растворе незначительна, однако при попадании капель на открытые участки тела может возникнуть химический ожог. Чтобы этого избежать, аккуратно заправляйте аккумулятор электролитом, защитите глаза, кожу и органы дыхания от его воздействия.

Заливка электролита в АКБ происходит в три этапа. Разберем каждый подробнее и остановимся на нюансах.

Если потребовалось заменить электролит, значит, в банках начались необратимые процессы – появление осадка, снижение плотности раствора, сульфатация, деструктуризация свинцовых электродов. Все это приводит к появлению в отсеках посторонних примесей, которых быть не должно. Поэтому работы начинаются со сливания кислоты и промывки аккумулятора. Если вы не знаете, как правильно это сделать – воспользуйтесь нашей инструкцией.

  1. Зарядите АКБ в течение 2-3 часов минимальным током.
  2. Отключите ЗУ (зарядное устройство), дайте электролиту остыть.
  3. Аккуратно переверните аккумулятор и слейте электролит.
  4. С помощью спринцовки или шприца залейте в каждую банку дистиллированную воду, затем слейте ее.
  5. Проводите операцию до тех пор, пока вода не станет чистой.
  6. Сделайте содовый раствор (столовая ложка соды на 1 л дистиллята).
  7. Залейте приготовленную жидкость в банки, подождите 3 часа затем слейте.
  8. Сделайте солевой раствор по такому же рецепту, залейте в банки и подключите ЗУ на 1 час.
  9. Слейте солевой раствор и снова промойте отсеки дистиллированной водой.
  10. Теперь залейте содовый раствор (40 г соды/1 л дистиллированной воды), подключите ЗУ на 2-3 часа.
  11. Слейте содовый раствор, промойте банки дистиллированной водой.

Пусть вас не пугает такой сложный метод. Последовательная промывка банок разными растворами удалит все инородные примеси. Если же не делать подобных операций – придется просверливать отверстия на дне корпуса, чтобы полностью очистить отсеки. При этом нарушится герметичность аккумулятора, качественно восстановить которую не всегда возможно.

Перед заправкой аккумулятора электролитом, его необходимо подготовить. Стандартная плотность продающегося электролита составляет 1,40г/см 3 , оптимальная – 1,28 г/см 3 . Рабочая плотность достигается изменением концентрации, путем разбавления дистиллированной водой. Но лучше поискать готовое соединение серной кислоты, оптимальной концентрации. Перед заливкой электролита плотность проверяется ареометром.

Контролируйте плотность электролита перед заливкой в аккумулятор.

Заливка производится с использованием следующих приспособлений:

  • лейки;
  • резиновых перчаток;
  • груши (спринцовки) для регулировки уровня;
  • стеклянной емкости;
  • ареометра.

Согласно руководству по эксплуатации и справочников, предварительно определяется объем «банки», для подготовки количества заливаемой смеси. Сделать это можно, если знать емкость аккумулятора. Подробнее читайте в этой статье.

Следующий шаг – последовательное, равномерное заполнение емкостей. Лишняя жидкость удаляется с помощью резиновой груши, поверхность корпуса АКБ тщательно протирается насухо.

В случае остаточных явлений сульфатации, добавьте специальные присадки (на выбор):

Выдержите АКБ двое суток – подождите, пока растворятся присадки. По истечении этого времени можно проверять источник электроэнергии.

Проверка аккумулятора заключается в зарядке обычным ЗУ, с напряжением 12 V. Перед зарядкой выкручиваются предохранительные пробки, к клеммам аккумуляторной батареи подключаются контакты зарядного прибора. Первичную зарядку производите током, не превышающим 0,1 А. Зарядка проводится циклами – заряд, разряд.

Источник питания заряжается до напряжения минимум 2,4 V, каждой банки и на клеммах не менее 12,6 – 12,7 V. Такими действиями повышаются технические параметры вышедшей из строя АКБ – по характеристикам она приближается к первоначальному состоянию.

Бывает так, что причиной ухудшения работы АКБ являются электроды. В этом случае «реанимация» не помогает. Единственный выход – менять энергетическую установку.

В некоторых случаях, после замены электролита и последующей зарядки, аккумуляторная батарея восстанавливается полностью. При этом срок эксплуатации не будет длительным, не более года (иногда 2-3 дня).

Но не исключено, что замена электролита в автомобильном аккумуляторе не даст никакого результата. Это актуально для некоторых современных моделей необслуживаемых АКБ. Их конструкция такова, что электроды установлены в сепараторах-конвертах. Осадок выпадает не на дно банки, а остается в самом конверте и вымыть его невозможно даже сильным напором воды. Поэтому электролит менять можно, но только в обслуживаемых АКБ. В иных случаях лучше купить новый элемент питания и не терять время.

Работоспособность импортной аккумуляторной батареи снижается через 5-6 лет. Срок службы российских АКБ – не более двух лет. На ухудшение параметров влияют различные физико-химические процессы в электролите, в результате которых изменяется его плотность, соответственно, и выдаваемая сила тока. С проблемой можно справиться, если контролировать уровень жидкости в банках батареи. Вот тут-то у.

Владельцам авто, чьи АКБ отслужили свой расчетный эксплуатационный срок (3-5 лет), стоит быть морально готовым к внезапной разрядке. Если же исправная аккумуляторная батарея стала разряжаться после стоянки — значит, появился скрытый потребитель. Рассмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и способы устранения неисправностей. Причины возникновения утечки Утечкой тока.

Выбор автомобиля подразумевает под собой рассмотрение множества факторов. Например, стоимость и надежность. Но также немаловажным моментом является возможность противостоять угону.

Как правильно заменить электролит в аккумуляторе автомобиля?

В наши дни производители автомобильных товаров получают большую прибыль, благодаря продаже акб необслуживаемого типа. Источник питания в стандартном режиме способен эксплуатироваться в течение 5 – и лет, но что делать, если ваша батарея стала работать не корректно уже после года эксплуатации?

Замена электролита в аккумуляторе – это верный способ не тратить лишние денежные средства на покупку нового источника питания.

Данная процедура относится к самому сложному классу сервисного обслуживания, поэтому стоит описать весь процесс более подробно.

Электролит и расходные материалы для его замены или долива

Как правило, электролитной жидкостью оснащаются стандартные свинцово – кислотные акб. Внутри этих батарей содержится раствор серной кислоты и чистая (дистиллированная) вода. В результате их взаимодействия между собой постоянно происходят химические реакции, благодаря которым батарея может заряжаться и хранить электрическую энергию определенное количество времени.

Замене или доливу данной жидкости подвержены обычно батареи, которые уже давно находятся в эксплуатации. О том, как поменять электролит в аккумуляторе и как завести машину, если сел аккумулятор будет подробно описано в данном тексте.

Для этого также придется обзавестись следующими приборами:

  • Понадобится зарядное устройство для автомобильной батареи с напряжением в 12 вольт.
  • Аэрометр (приспособление для замера плотности электролита).
  • Обычная воронка (для облегчения процесса залива новой жидкости).
  • Основными расходными материалами будут являться дистиллированная вода и раствор серной кислоты (при желании можно приобрести уже готовую смесь).

В процессе эксплуатации источника электрического тока вода, которая является одной из составляющих электролита, будет постепенно распадаться на водород и кислород. В результате воду придется доливать. Как правильно это сделать?

Необходимо хорошо протереть верхнюю часть акб от загрязнений и визуально определить уровень электролита в каждой банке. Далее тонкой струей следует не спеша долить определенное количество жидкости до тех пор, пока пластины батареи не скроются под ней.

После доливки следует измерить плотность получившегося раствора. По прошествии суток она должна соответствовать цифре 1,28 – 1,29 грамм на кубический сантиметр.

В необслуживаемые аккумуляторы воду можно доливать с помощью стандартного шприца и иголки.

  1. Перед заливкой нового электролита, необходимо тщательно промыть внутреннюю часть источника питания водой (дистиллированной), чтобы удалить лишнюю грязь. Как промыть правильно? Для этого процедуру желательно проделать несколько раз и дополнительно очистить места контактов с клеммами (доливать воду можно тоже, используя воронку и только небольшой струйкой).
  2. Далее нужно взять подготовленный раствор электролита и с помощью воронки не спеша залить в каждую банку аккумуляторной батареи. Заливать нужно очень аккуратно для того, чтобы избежать попадания кислоты на поверхность кожи и дальнейших химических ожогов. Стоит отметить, что плотность электролита должна составлять 1,28 грамм на кубический см, также в него можно добавить различные полезные присадки (например, для расщепления сульфатов). После заливки должно пройти не менее 4 – ех суток, в течение этого времени из акб полностью выходит воздух и растворяются добавленные присадки.
  3. Следующим шагом будет процесс зарядки. Нужно будет извлечь пробки с горловин всех банок батареи и подключить зарядное устройство. Стоит напомнить о том, как правильно подключать «зарядку». Сначала устройство подключают к источнику питания и только затем к сети! Стандартные акб имеют обычно емкость в 60 а/ч. Вся процедура зарядки должна происходить поэтапно, в режиме «зарядка – разрядка». Сила тока должна составить 0,1 ампер. Напряжение на контактах с клеммами, равное 14 вольт, будет являться показателем полного заряда автомобильного источника питания.
  4. После того, как будет достигнуто номинальное напряжение, силу тока нужно уменьшить в 2 раза.
  5. Разряжать батарею следует силой тока в 0,5 до показателя напряжения, равного 10 вольтам. Процедуру разрядки и последующей зарядки производят до тех пор, пока показатель емкости будет равен или больше 4 а/ч.

Стоит отметить, что аккумуляторную батарею, бывшую в употреблении, можно обменять на новую, немного доплатив. Обычно такая услуга доступна у большинства продавцов автомобильных товаров.

В данной статье были подробно описаны ответы на вопросы: как заменить электролит в аккумуляторе? Как долить дистиллированную воду в аккумулятор? Каждому автолюбителю будет полезна эта информация, ведь своевременное проведение этих процедур поможет сэкономить деньги.