Какое масло лучше заливать в двигатель зимой. Какое масло лучше заливать в двигатель зимой 5w30 или 5w40 в старый двигатель

Среди синтетических масел популярны два вида вязкостей: масло 5w30 и 5w40. Выбор между этими двумя видами зависит от пробега автомобиля. В чем же основные отличия моторного масла и и почему они популярны у производителей оригинальных и неоригинальных масел.

Значение маркировок 5W30 и 5W40

Масло в двигатель марок 5W30 или 5W40 несет в себе информацию о вязкостных и температурных параметрах, установленных для транспортных средств Содружеством автотранспортных инженеров (SAЕ Intеrnаtionаl).

Согласно стандарта SAЕ, масло может быть летним, зимним или всесезонным. Летние масляные растворы маркируются цифрой, например, SAЕ 30. Летние растворы делятся на пять марок: 20, 30, 40, 50 и 60.

Зимние масляные жидкости имеют буквенно-цифровую маркировку, к примеру, SAЕ 5W. Литера W, от английского слова wintеr, означает – зима. Существует шесть марок зимних жидкостей: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W 25W.

Всесезонные смазочные растворы имеют комбинированное обозначение. Таким примером могут быть смазки SAЕ 5W30 и SAЕ 5W40.

Какое значение несут 5W30 и 5W40? Цифры 5, 30 и 40 означают температуры, при которых смазка может применяться, и показатели вязкости.

Цифра 5 значит, что минимально допустимая температура, при которой масляная жидкость может заправляться в двигатель, составляет -30°. Это значение одинаково для обеих марок масел, которые сравниваются, и определяет вязкость смазки при проворачивании и прокачке. Показатель проворачивания смазки будет составлять 6500 Мпа, а прокачки – 60000 МПа.

Цифры 30 и 40 являются показателем кинематической вязкости смазки при температуре +100° и показателем минимальной вязкости при скорости сдвига 1/1000000 секунды. На основании стандартизации SАЕ, для марки W30 показатель кинематической вязкости будет составлять от 9.2 до 12.7 мм.кв/с. Для марки W40 это значение будет от 12.7 до 16.4 мм.кв/с. Вязкость масел при сдвиге для марки W30 будет 2.9 Мпа*с, для марки W40 – 3.51 Мпа*с.

Показатели стандарта не совсем понятны простому автолюбителю. По этому, рассмотрим разницу в более простом варианте.

Различия между 5W30 и 5W40

Ознакомившись с вязкостно-температурными показателями обеих масел, видно, что главная разница между ними заложена в высокотемпературной вязкости. Масляный раствор 5W40 имеет вязкость в 1.5 раза выше, чем у масла 5W30. Смазочный раствор 5W40 способен обеспечить устойчивую работу силовой установки при более высоком температурном режиме эксплуатации. Остальные характеристики хоть и являются одинаковыми, но есть ряд существенных различий. Их необходимо учесть при необходимости заливать смазку той или иной марки:

  1. Если использовать 5W30 вместо 5W40, то на стенках цилиндра и поршне будет больше масла. Это создаст дополнительную нагрузку на масляный насос. Из-за того, что вязкость 5W30 несколько больше, смазочная жидкость может не дойти до некоторых труднодоступных мест. Это приведет к досрочному выходу из эксплуатации трущихся деталей и общему повышению рабочей температуры силовой установки.
  2. Если выбрать 5W40 вместо 5W30, то толщина пленки станет меньше. Это снизит расход масляной жидкости, ее сгорание и период замены. Но, тонкая пленка на поверхности поршней и стенок цилиндров может привести к их быстрому изнашиванию.
  3. Указанный производителем тип масляной жидкости очень важен для силового агрегата. Если требования производителя не будут выполняться, то мотор будет эксплуатироваться в агрессивных для себя условиях. Это может привести к дополнительному расходу смазки, нагреву и износу трущихся частей, выходу силового агрегата из строя.
  4. Одной из разниц между масляными растворами 5W30 и 5W40 является длина синтетической цепи. Основой для смазки является синтетик, который имеет определенную структурную цепочку. Чем выше различие между температурными коэффициентами, тем длиннее синтетическая цепочка, и тем меньше период эксплуатации масляного раствора.

При таких небольших и незначительных различиях всегда остается вопрос выбора оптимального масляного раствора для своего автомобиля.

Все так что предпочтительнее — 5W30 или 5W40

Главная задача любого масляного раствора – это создание масляной пленки на трущихся частях силового агрегата, обеспечение его пуска и отвод тепла. Чтобы разобраться, какое моторное масло лучше 5W30 или же 5W40, необходимо провести несколько сравнений. Они состоят из основных понятий, противоречий и аналитических предпосылок:

  1. Слишком малое расстояние между трущимися деталями силового агрегата требует применение качественного масла, которое обеспечит нормальную работу силового механизма. Самая подходящая масляная жидкость для транспортного средства указана в сервисной книжке заводом изготовителем. Если завод-изготовитель рекомендует использование масла 5W30, то необходимо придерживаться этой рекомендации.
  2. Масляный раствор 5W40 создает тонкую и устойчивую пленку между трущимися деталями, исключает их соприкосновение и трение между собой. Оно прекрасно может использоваться в силовых агрегатах, которые имеют высокий температурный режим эксплуатации. 5W30 является более густой смазкой и обладает более низкой вязкостью. Оно обеспечивает легкий моторный запуск в холодное время года, но обладает большей текучестью при высоких температурах.
  3. Исходя из своих вязкостно-температурных характеристик и условий эксплуатации, масляная жидкость 5W40 подлежит замене чаще, чем 5W30.
  4. Основные производители легковых транспортных средств рекомендуют 5W40 для своих автомобилей. Если этот автомобиль новый, или на нем стоит силовой агрегат, который прошел капитальный ремонт, то в систему смазки двигателя можно залить 5W30. На ней можно сделать первый пробег от 7 до 10 тысяч километров. Если автомобиль с большим пробегом, то лучше заправлять смазку 5W40. Она обеспечит устойчивую эксплуатацию соловой установки.


При покупке канистры со масляным раствором, автовладельцы смотрят на марку масляной жидкости, изучая стандарт SАЕ. Существуют еще стандарты АРI и ACЕА. Это стандарты американских и европейских производителей транспортных средств. Они определяют марку масляной жидкости, которая заливается в силовой агрегат, в зависимости от его типа, года выпуска и условий эксплуатации.

Стандартом американского нефтяного института АРI разработано 12 марок масляных жидкостей для бензиновых силовых установок, из которых используются 4 основных:

Марка Характеристика
SJ Для установок, выпущенных после 2001 года. Масла с улучшенными и дополнительными нормами по расходу и энергетическому сохранению. Повышенные параметры устойчивости при высоких температурах.
SL Для установок, выпущенных после 2004 года. Марка масла с высокими энергосберегающими, моющими и антиокислительными показателями.
Для установок, выпущенных после 2010 года. Служит аналогом и заменой марки SL, но с лучшими характеристиками.
SN Принята в 2010 году для всех типов силовых установок, включая работающих на биотопливе. Более высокие требования по энергосбережению и износостойкости.

Для дизельных силовых установок 14 марок масляных растворов, основными их з которых являются 5 последних:

Марка Характеристика
СF Для установок, выпущенных после 1994 года, и оборудованных системой принудительного подвода воздуха.
СG-4 Для установок, выпущенных после 1995 года. Марка с нормами токсичности для пусковиков, оборудованных турбонаддувом.
СH-4 Для установок, выпущенных после 1995 года. Для высокоскоростных дизельных пусковиков.
СI-4 Для установок, выпущенных после 2002 года. Улучшенный состав СH-4 для дизелей с высоким содержанием серы и системой рециркуляции отработанных газов.
СJ-4 Для установок, выпущенных после 2006 года, с сажевыми фильтрами. Высокие антиокислительные и стабилизирующие показатели.

Если вы владеете автомобилем, у которого дизельная силовая установка с турбонаддувом, то в систему смазки двигателя необходимо заправлять масляную жидкость SAЕ 5W40 АРI СG-4.

Стандартизация АСЕА предусматривает три марки масел, которые имеют свои категории. Эти марки делятся:

  1. Масла марок А и В. Они имеют категории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
  2. Масла марки С. Они имеют категории С1, С2, С3, С4.
  3. Масла марки Е. Они имеют категории Е4, Е6, Е7, Е9.

Исходя из типа двигателя и условий эксплуатации, водитель транспортного средства должен знать, какой масляный раствор более приемлем для его автомобиля. Если остаются сомнения или отсутствует сервисная книжка, то можно зайти на сайт завода изготовителя и узнать какую жидкость необходимо заправить в масляную систему.

Смешивание 5W30 и 5W40

Смешивать масла, которые имеют разную синтетическую, полусинтетическую или минеральную базу, между собой не рекомендуется.

Смешивать между собой масляные растворы марок 5W30 и 5W40 можно в случае крайней необходимости. Это допустимо при одном важном условии. Оба раствора должны быть одного производителя. После кратковременного движения, смесь необходимо слить, промыть систему смазки силового агрегата и заправить рекомендованную смазку.


Даже при том, что 5W30 и 5W40 являются аналогами, для их изготовления применяются различные добавки и присадки, которые при смешивании образуют иные химические составы.

Итоги

Главным отличием 5W30 и 5W40 является их вязкость, причем – при высоких температурах. По этому, при выборе масел для любимого автомобиля нужно учесть рекомендацию изготовителя, пору года, состояние силовой установки и условия ее эксплуатации.

Если вы живете в районах с теплым климатом или у силовой установки отработан большой моторесурс, то в масляную систему можно заправить 5W40. В других вариантах предпочтение можно отдать маслу 5W30.

Иногда производитель в технической документации, поставляемой к автомобилю, указывает не конкретную вязкость по SAE, которая рекомендуется к использованию в конкретно взятом двигателе, а несколько приемлемых вариантов. Например, 5W-30 и 5W-40.

В чем разница между 5W-30 и 5W-40 на практике и как подобрать оптимальную вязкость и при этом не навредить двигателю?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть более детально, что в себя включают показатели вязкости по SAE, как они рассчитываются и какую смысловую нагрузку несут.

Как расшифровываются показатели 5W-30 и 5W-40

Прежде чем углубляться в технические и физические подробности, вспомним, что означает показатель вязкости по SAE, если брать во внимание познания широкого круга автомобилистов. Для автовладельцев-обывателей класс моторного масла по SAE говорит о температурных диапазонах, в которых оно используется.

Классификация по SAE уточненная

Параметр вязкости включает в себя 2 индекса: летний и зимний. Первый, который с буквой «W», определяет зимние вязкостные свойства, второй, который пишется через дефис – летние. Существуют таблицы, в которых согласно классу по SAE указан диапазон температуры окружающего воздуха, приемлемый для эксплуатации авто.

  • зимняя –30 °C;
  • летняя +35 °C.

Для смазочных материалов категории 5W-40 этот диапазон несколько шире:

  • зимняя –30 °C;
  • летняя +40 °C.

Однако все вышеперечисленные допущения условны. То есть сами по себе вязкостные показатели по SAE и их интерпретация применительно к температуре окружающего воздуха – весьма поверхностные характеристики, не несущие действительно значимой смысловой нагрузки.

И эти температурные ограничения не являются жесткими и могут смещаться в ту или иную сторону в зависимости от большого количества факторов.

Причем реальная, эксплуатационная разница между 5W-30 и 5W-40 может быть как довольно большой, так и несущественной. Разберем более глубоко, как определяются эти параметры вязкости и на что они влияют на практике.

Методики определения вязкости

Категория, к которой относится то или иное масло по SAE, включает в себя целый комплекс показателей. Например, для зимней вязкости существует два основных критерия, которые и определяют индекс перед буквой «W»:

  • вязкость при проворачивании;
  • вязкость при прокачивании.

Показатель на проворачивание означает, насколько легко будет зимой стартеру провернуть коленчатый вал, погруженный в замерзшее масло.

Измеряется этот параметр в особом приборе – ротационном вискозиметре (CCS). Суть прибора заключается в имитации условий холодной прокрутки в двигателе и замере величины сопротивления смазки проворачиванию. Для рассматриваемых масел 5W-30 и 5W-40 разница невелика или почти отсутствует.

Показатель на прокачивание означает, какое сопротивление оказывает загустевшее масло попытке насоса прогнать его через систему. Измеряется на миниротационном вискозиметре типа MRV.

В нем также создаются условия, напоминающие процесс прокачивания масла по системе. Смазочный материал под давлением загоняется в канал и оценивается сопротивление этому процессу. Между маслами, рассматриваемыми в статье, разница в этом параметре также будет небольшой.

Важно понимать, что для смазочных материалов с индексом 5W нет строго определенных значений вязкостных показателей на прокачивание и проворачивание.

Есть определенные значения, за пределы которых не должны выходить измеряемые величины при регламентной температуре.

То есть разные смазки с индексом 5W-30 или 5W-40 могут отличаться по низкотемпературной вязкости, но в любом случае обеспечивают нормальную работу мотора при обозначенной стандартом температуре.

Например, для 5W низкотемпературная вязкость при измерении на прокачиваемость не должна превышать 60000 мПа с при температуре –35 °C. При измерении на проворачивание величина вязкостного сопротивления не должна быть меньше 6600 мПа с при –30 °C.

Этот показатель может быть, как вплотную приближен к обозначенной стандартом границе, так и быть значительно ниже.

Высокотемпературная вязкость измеряется при 100 и 150 °C. Приоритетным считается показатель, рассчитанный для 100 °C, то есть при нормальной рабочей температуре. Измеряется в сСт (сантистоксах).

Между маслами 5W-40 и 5W-30 разница существенная:

  • для 5W-30 значение высокотемпературной вязкости, измеренной при 100 °C, находится в пределах от 9,3 до 12,5 сСт;
  • для 5W-40 этот показатель ограничивается значениями 12,5 и 16,3 сСт.

То есть масло 5W-30 с минимальным порогом 9,3 сСт практически в 2 раза более жидкое при 100 °C, чем масло 5W-40 с показателем 16,3 сСт.

На основании этих показателей при 100 °C рассчитывается один из ключевых показателей стабильности смазки – индекс вязкости.

Что классификация по SAE означает на практике

На практике комплексная характеристика, заложенная в классификатор по SAE, означает не просто температурный диапазон, в котором рассматриваемый смазочный материал может эксплуатироваться.

Если с зимней частью обозначения универсальных масел 5W-40 и 5W-30 все более-менее понятно то, как интерпретировать летние обозначения 40 и 30? Здесь самым общим и мало что означающим будет ответ: температурное ограничение при летней эксплуатации.

На самом деле летнее ограничение по вязкости весьма условно и косвенно связано с другими, более понятными причинами:

  • более густые смазки лучше удерживаются на поверхности трущихся деталей при более высокой температуре, в то время как маловязкие масла в летнюю жару при простое автомобиля в значительном количестве стекают в поддон;
  • в летнее время общая температура масла несколько выше в двигателе, так как градиент отвода тепла летом ниже из-за меньшей разницы между температурой двигателя и температурой окружающей среды.

То есть у густых смазок летом в теории более высокие защитные свойства. Однако здесь тоже не все так просто. Почти все увязано на конструктивные особенности мотора.

Смазка двигателя разбрызгиванием масла

Например, если изначально в двигателе проектируемые зазоры больше, то при одной и той же температуре окружающей среды в двигателе лучше сработают более густые масла.

Пленка будет толще и надежнее. Для маленьких зазоров, наоборот, слишком густые смазки могут недостаточно интенсивно пробиваться в зазоры и тем самым подвергать двигатель опасности сухого трения.

Поэтому разница между вязкостью масел 5W-40 и 5W-30 в отношении каждого отдельно взятого мотора может быть как значительной, так и не играть практически никакой роли.

В чем разница между 5W-30 и 5W-40

Разница масел 5W-40 и 5W-30 на практике сводится к высокотемпературной вязкости. То есть при рабочей температуре двигателя смазка 5W-30 будет более жидкой, чем 5W-40.

Хорошо это или плохо – точно знает только производитель двигателя. Здесь все зависит от конструктивных особенностей и характера нагрузки в защищаемых смазкой поверхностях.

Более густое масло 5W-40 в общем случае лучше работает там, где зазоры больше, а контактные нагрузки выше. Также для жарких климатических условий густая смазка 5W-40 дольше будет оставаться в необходимом для безопасного пуска количестве в рабочих сопряжениях.

Моторные масла класса 5W-30 более жидкие при рабочей температуре. Это позволяет смазке лучше и быстрее достигать трущихся поверхностей по каналам масляных магистралей.

С другой стороны, при использовании жидкого смазочного материала в двигателях, для этого не предназначенных, особенно в южных регионах, может наблюдаться падение давления масла в системе.

Недостаточное давление чревато резким снижением количества подаваемого масла к трущимся поверхностям и как следствие появлению контактов металла по металлу.

В общем случае у смазочных материалов 5W-30, в отличие от 5W-40, выше индекс вязкости . Масло с большим индексом вязкости более стабильно и ведет себя предсказуемо при изменении рабочей температуры. Сегодня этот фактор, в особенности для современных форсированных моторов, играет как никогда значимую роль.

Какое масло по вязкости выбрать

Сегодня немало автомобилистов, отвечая на вопрос, какой вязкости выбирать смазку, строго придерживается рекомендаций производителя. В общем случае это верная стратегия.

Заводом-изготовителем проводится большое количество тестов перед выпуском двигателя в массовое производство с рекомендуемым конструкторами маслом. И в ходе этих тестов определяется, какая вязкость будет наиболее благоприятной для любых возможных условий эксплуатации.

Как подобрать масло ориентируясь на маркировку канистры — видео

Здесь работает так называемая «защита от дурака». Ведь очевидно, что автомобили производства известных автоконцернов ездят как в жарких пустынях, где температура редко (или вообще никогда) пересекает нулевую отметку, так и в условиях крайнего севера.

И становится понятным, что из имеющегося спектра смазок невозможно выбрать то масло, которое бы одинаково хорошо отвечало требованиям жаркого, пустынного климата и одновременно условиям крайнего севера. Смазок класса 0W-60, охватывающих все возможные условия, не существует в природе.

Однако автопроизводители обычно не вносят в сервисную книгу авто огромных инструкций с алгоритмом подбора смазки для различных условий эксплуатации. Как правило, ограничиваются одним или двумя подходящими классами по SAE и делают оговорку на «особые условия эксплуатации».

Масло 5w30 или 5w40 в чем отличие расскажет эксперт- видео

Еще при подборе смазки косвенно влияет такой фактор, как степень износа двигателя. Если новый мотор с конвейера определенно имеет фиксированные зазоры, под которые подобрано масло, то после пробега в 200-300 тысяч эти зазоры могут существенно увеличиться.

И изначально рекомендованная смазка, например, 5W-30 уже не может создавать надежную пленку в этих условиях. Здесь не будет ошибкой подобрать на один пункт более густое масло: 5W-40. Особенно, если авто эксплуатируется в средней или южной полосе.

Поэтому при выборе между маслами 5W-40 и 5W-30 нужно учитывать:

  • в первую очередь – рекомендации производителя;
  • во вторую – климатические условия;
  • в третью – степень износа двигателя.

Иногда автовладельцы осознанно, даже для относительно свежих автомобилей, подбирают менее густое масло. Делается это для снятия с двигателя дополнительной мощности или некоторой экономии топлива.

Ведь менее густое масло требует меньших затрат энергии на преодоление сил внутреннего трения. Однако такое решение может вылиться в ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы.

Любые эксперименты с вязкостью моторного масла должны быть хорошо продуманы и строго выверены. А лучше всего в этом вопросе обратиться к мнению эксперта.

Каждый автомобилист старается поддерживать в рабочем состоянии свой автомобиль. Особого внимания машина требует в холодное время года, когда следить за каждым его узлом необходимо максимально тщательно. Именно в этот период становится актуальным вопрос о качестве моторного масла, выбор которого в наибольшей степени зависит от температуры окружающей среды. В данной статье мы рассмотрим вопрос: какое масло лучше использовать зимой — 5w30 или 5w40, и есть ли реальная разница среди марок для двигателя автомобиля?

Виды масла, их особенности и отличия

Существует множество видов и категорий моторных масел. Основные 3 вида: синтетические, полусинтетические и натуральные. Однако, эта слишком общая классификация не может дать точное представление об особенностях моторных масел. Каждый из этих видов делится на категории: летние, зимние и универсальные. Это разделение наиболее точно отражает разницу между марками 5w30 и 5w40. Теперь разберемся, какое масло в какой сезон следует заливать, и когда есть необходимость в его замене.

Особенности работы двигателя в зимний период

В основе различий летних и зимних видов масел лежит показатель вязкости. Именно вязкость — это наиболее важный аспект для защиты деталей двигателя от стирания во время работы. Температура — это параметр, который наиболее сильно влияет на вязкость масла.

В холодное время года вязкость моторного масла снижается. Поэтому покрытие маслом может уменьшаться на некоторых участках деталей двигателя. Это не существенно, если вы живете в регионах с мягким климатом, где средние зимние температуры колеблются от 0 до -3. Но, если вы живете в средней полосе или севернее, то вязкость может стать критическим показателем для работы важнейших деталей авто в зимний период.

Для того, чтобы детали двигателя были всегда в идеальном состоянии, масло должно быть подобрано строго в соответствии с атмосферной температурой.

Когда масло следует заменить?

Под капотом большинства автомобилей есть специальный щуп, который позволяет следить за уровнем масла и его состоянием. В идеале оно должно быть прозрачным, как сразу после заливки. По мере эксплуатации двигателя, его цвет темнеет и может дойти до темно-коричневого. Уровень масла опускается ниже минимума, если двигатель, как говорится, «жрет» его. В таком случае требуется замена масла и фильтра, а также промывка двигателя. Это стандартная процедура, которая проводится на сервисных станциях техобслуживания и позволяет содержать двигатель в идеальном порядке вне зависимости от используемого типа масла.

После замены масла сразу становится заметным, как изменяется работа двигателя. Это чувствуют даже не слишком опытные автомобилисты.

Разница в качестве анализируемых масел

Цифры после маркировки масла обозначают температуру, при которой можно его использовать. Для сравниваемых нами масел 5w30 и 5w40 — это -30 и -40 градусов. Степень вязкости у обоих видов равна пяти. На первый взгляд, отличие небольшое. Но только на первый взгляд.

Опытные специалисты советуют для новых автомобилей использовать моторные масла с маркировкой w30, а если ваш автомобиль прошел более миллиона километров, предпочесть w40.

Давайте разбираться, почему? Дело в том, что за время прохождения такого значительного пробега детали скорее всего незначительно стерлись, в результате чего расстояние между ними увеличилось. Смазка в таком случае будет намного быстрее стекать с деталей при работе двигателя, и, соответственно, повышается риск повреждения некоторых деталей.

Также обратите внимание на обороты. На высоких оборотах двигатель работает намного более мощно, чем на пониженных, и в данной ситуации вязкость машинного масла также является немаловажным аспектом. Если вы выберете более густую смазку, двигатель будет «захлебываться», хоть и продолжит работать без значительных сбоев.

Существует заводская установка у каждого автомобиля, которая определяет, какое масло необходимо использовать. Ориентироваться нужно в первую очередь на нее. Но не следует забывать о том, что со временем автомобильный двигатель изнашивается, как и любой другой механизм, и требует более качественной смазки.

Для совсем старых автомобилей производители предлагают особые дополнения к маслам — присадки. Использовать их или нет – личный выбор каждого. Присадки – это химические эмульсии, которые изменяют особенности масла: структуру, вязкость и прочие показатели. Специалисты достаточно негативно относятся к этим составляющим. Однако если вашему автомобилю более двадцати лет, то, возможно, присадки – это более предпочтительный вариант, чем преждевременный капитальный ремонт двигателя. Присадки не смогут помочь полностью избежать капремонта двигателя, но позволят значительно отсрочить его проведение.

Высокое качество масло и его своевременная доливка и замена – залог уверенной и стабильной работы любого двигателя. Поэтому не забывайте вовремя проводить все необходимые процедуры и внимательно следить за температурой окружающей среды.

«Масла с классом вязкости 5W-30 слишком жидкие - для нормальной защиты двигателя от износа нужно использовать минимум 5W-40!» Есть такое мнение, верно? Мы решили проверить это на практике, испытав два масла марки Castrol по ходу ресурсного теста лифтбека Skoda Rapid с бензиновым турбомотором САХА (1,4 л, 122 л.с.). Первое - конвейерной заливки, с классом вязкости 5W-30. А второе - «дилерское», Magnatec Professional OE 5W-40.

А нализировать низкотемпературные свойства масел - то есть те, что зашифрованы в первом числе класса вязкости по SAE (за ним следует буква W, winter, по-русски «зима»), - мы в этот раз не станем. А вот о высокотемпературной вязкости поговорим. Это две последние цифры в классе вязкости - и чем они больше, тем выше вязкость при 100°С.

Почему она так важна для защиты двигателя? Потому что по мере его прогрева температура моторного масла растет, достигая 110-120°С, и оно становится более текучим. При этом масляная пленка становится тоньше - и, соответственно, снижается ее способность не допускать так называемого сухого трения, когда металл трется о металл.

Проверим?

Наш испытательный цикл на «ресурсной» турбо-Шкоде для масел с различной вязкостью был идентичен: длительное движение на максимальной скорости, сотни разгонов-торможений, езда по горной дороге полигона и «отдых» на булыжной мостовой и грунтовках. Итого 12000 км - межсервисный интервал в ресурсных испытаниях мы сокращаем на 20%. Помимо отбора начальных и конечных проб мы делали еще и дополнительные анализы через равные промежутки.

Кинематическую вязкость при 40°С и 100°С наших проб в лаборатории МИЦ ГСМ измеряли автоматическим мультикапиллярным вискозиметром Herzog HVM 472

Первым в зачет пошло масло 5W-30 конвейерной заливки, которое нынче для калужских Рапидов и Polo поставляет именно Castrol. Чтобы приработка деталей в абсолютно новом моторе не сбила нас с толку, мы взяли пробу масла после пробега в 1500 км - и оценивали увеличение содержания продуктов износа только относительно нее.

После 12 тысяч км вместо «заводского» масла залили Magnatec Professional OE 5W-40 - и повторили цикл.

Результаты?

Первый сюрприз: относительная концентрация железа, алюминия и меди за 10500 км пробега в обоих маслах увеличилась практически одинаково! То есть по факту износ фольксвагеновского турбомотора при переходе на смазку с «сороковым» классом высокотемпературной вязкости не уменьшился.

Почему? Очевидно, дело в составе кастроловских масел: противоизносные присадки в сочетании с базовой основой эффективно работают даже с классом 30.

А вот расход на угар изменился - в полном соответствии с теорией: чем жиже масло, тем больше его попадает в цилиндры через зазоры между деталями. Первые 850 мл «конвейерного» масла 5W-30 (именно столько «моторки» нужно для долива от риски Min до Max на щупе Шкоды) Rapid «выпил» за 7000 км. На следующую порцию ему потребовалось куда меньше, всего 5000 км. Итого - 1,7 л за 12000 км.

Масло 5W-40 угорало более скромными темпами: долив 850 мл потребовался лишь спустя 10000 км, на отметке 22120 км. А общий расход на угар за межсервисный пробег составил ровно литр. Другими словами, густого масла гораздо меньше улетает в выхлопную трубу. Это позволило сэкономить 0,7 л, что при нынешней цене «синтетики» от 500 до 1400 рублей за литр помогло нам сберечь 350-980 рублей за 12000 км.

Сложно представить без смазочных материалов работу тех деталей, которые постоянно подвергаются трению. Смазочные составы способствуют уменьшению изнашивания сопрягаемых поверхностей и отводу тепла, возникающего при трении. Поэтому двигатель авто очень чувствителен к их составу. Задача по выбору масла упрощается, если производитель ТС рекомендует к использованию продукт определенной марки и вида. А вот остальным владельцам авто при выборе приходится несколько сложнее.

Несмотря на большое количество обозначений на канистрах с маслом, не всегда просто определить преимущества и свойства того или иного горюче-смазочного материала (ГСМ).

Сравнение моторных масел 5W-30 и 5W-40

Рассмотрим два продукта – моторное масло с вязкостью 5W-30 и 5W-40, в чем состоит разница между ними?

Маркировка осуществляется в соответствии с международным стандартом, принятым SAE (Общество Автомобильных Инженеров) для определения вязкости моторных масел. Основным назначением масел является смазка рабочих деталей двигателя автомобиля. Числа используются для обозначения вязкости ГСМ в условиях низких и высоких температур.

Для работы двигателя в низкотемпературном режиме подходит масло, у которого не очень высокая вязкость. При этом высокие температуры требуют использования состава, способного удерживать смазывающий тонкий слой между деталями.

5W-30 предназначается для всесезонного использования: первое число и буква указывают на зимний класс применения (w — winter (зима), означает низкотемпературность), а второе число – высокотемпературность. Если рассмотреть температурную таблицу вязкости масел, то этот продукт можно применять в регионах с умеренным летом и холодными зимами. Максимальный температурный показатель для этого ГСМ — плюс 30 градусов С.

Продукт 5W-40 также относится к всесезонным продуктам (первая цифра обозначает возможность применения зимой), вторая – летний температурный показатель. Если обратиться к таблице температур и вязкости, то можно определить, что этот продукт можно применять в условиях умеренных зим и жаркого лета. Максимальный температурный показатель для этого масла — плюс 40.

Марки масел, взятых для сравнения, отличаются уровнем содержания загустительных присадок (второе число). Они говорят о разном уровне вязкости продукта и его способности сохранять защитную пленку в условиях высоких температур.

По сравнению с 5W-30, продукт 5W-40 имеет более вязкую структуру, которая обеспечивают бесперебойную работу двигателя при высоких температурах.

Выбирая масло для автомобиля, необходимо брать во внимание рекомендации производителя. В случае сомнений будет нелишним получить профессиональную консультацию менеджера по продаже ГСМ.