Топливораздаточные колонки для АЗС – определение, назначение, устройство, эксплуатация. Типы и характеристика автозаправочных станций Общие сведения о азс

Подо мной 38000 литров топлива.
Этого вполне может хватить, чтобы 15 раз обогнуть землю на нашем семейном автомобильчике.
Однако здесь содержимое расходится за сутки...
Но обо всем по порядку.


1. Устроился на день работником АЗС.
Это оказалось делом непростым. Одних инструктажей пришлось пройти несколько штук.
С работниками ежемесячно проводят занятия по пожарной, химической и промышленной безопасности. Зачеты и внеплановые проверки - основа спокойного функционирования автозаправки и жизни микрорайона рядом..

2. Получил спецодежду.
Все из негорючих материалов. К обуви - повышенные требования, она не сможет дать искры и не портится от бензина.
Курточки, кстати, теплые, хорошо в них.

3. А вот и место сегодняшней работы - чемпион компании по количеству клиентов во Владимире за день.
Кстати, у кого как с ценами в регионах?

4. Мой наставник и экскурсовод - менеджер (читай, начальник) АЗС Валерий Михайлович.
Строгий, из военных. Может говорить часами о технике безопасности и вспоминать нестандартные ситуации на работе.

5. Бензин - вещь горючая.
Поэтому пожарная безопасность, пожалуй, главное.
Рядом с АЗС имеются несколько подземных резервуаров с водой на случай ЧП.

6. Везде - огнетушители.
От небольших до промышленных большого объема.

7.Как вы думаете, зачем в полу дырка?
Здесь останавливается бензовоз для слива топлива в топливохранилище. Если произойдет непредвиденная ситуация и часть топлива прольется на поверхность, она уйдет под решетку, где после будет очищена.

8. Топливохранилище.
Огромные резервуары хранятся под землёй.
Одновременно здесь может хранится до 125 тонн топлива...

9. Вот такой бы мне личный резервуарчик у дома..
Кстати, все они двухстенные. Пространство между оболочек заполнено тосолом, что не допускает конденсат, когда сюда в холода заливают ещё теплый бензин.

10. Открываем посмотреть.
Запаха практически нет. Всё изолировано.
Подача, давление и показатели регулируются электроникой.

11. Для контрольных проверок, в т.ч. надзорными органами, есть длиннющий 4-метровый шток - линейка, которым измеряют объем хранящегося топлива.

12. А вот непосредственно сюда подводится шланг от бензовоза.
Кстати, в резервуар лишку не нальёшь - на 93% заполнения завоет сирена, а на 95% подача отключится.

13. Пока все осматривал, подъехал бензовоз.
Вроде ничего сложного - слил и всё. Но нет.

14. На каждой заправке хранятся пробы топлива за последние 3 дня.
Этот запас - на случай возникновения каких-либо претензий.
С каждого приезжающего бензовоза на АЗС снимаются такие пробы и имеется паспорт на партию топлива.
Сертификат же на сам бензин также хранится здесь, и его можно смело просить посмотреть.

15. Пока водитель ждет, работники АЗС влезают на эстакаду для проверки.

16. Согласно имеющихся документов сверяются пломбы на каждом резервуаре цистерны и на отверствиях слива.
Пломбы устанавливают на нефтебазе, где заливают топливо.

17. Вскрыли. Под завязочку..
Видите планку? Топливо заливатся прямо под неё, чтобы не плескалось в резервуаре.

18. Теперь берём пробы.
Основание ёмкости смазывается специальным гелем-маркером, который показывает содержание воды в топливе.
Если вода есть, гель краснеет как девица перед кавалером.



19. Металлическая колба опускается до самого дна.
Гель так и остался зелёным.

20. Затем бензин переливается в прозрачную ёмкость.

21. Здесь оценивается внешний вид, наличие возможных примесей.

22. Ареометром сверяется фактическая плотность топлива с указанной в документах.
Тут всё хорошо.

23. Ну а затем пробы сливаются в бутылочки, где опечатываются и хранятся следующие три дня.

24. Собственно, только после этого идёт слив.
Да, процесс небыстрый.
Я с недоверием относился к всей процедуре, рассчитывая, что обычно просто сливают и всё.
Однако, требования и контроль здесь жесткие. Всё фиксируется, в т.ч. видеокамерами. Ответственность у работников очень серьезная, вплоть до увольнений.
Так что сейчас у меня сомнений нет.

25. Пока сливается бензин зайдем внутрь.
Открою секрет - я заправляюсь именно на этой заправке, потому что живу рядом. Честно.
Все работницы уже знакомые.
Операторов у касс постоянно двое. Смена по 12 часов.
Всего здесь дежурят 3 оператора, тех.работник или "пистолетчик" и охранник в ночную смену.

26. Работа с людьми непростая.
Многие торопятся, есть и просто неадекватные товарищи. А со всеми надо культурно и обходительно.
Почувствовал это на себе и сам, когда мне с претензиями обратился мужчина, мол зачем я снимаю его руку...
Да и нештатные ситуации, к сожалению, бывают.
Невыдернутый пистолет при отъезде - стабильно раз в месяц..
Мелкие ДТП, забытые ключи в запертой машине, пьяные водители и хамы - суровая реальность...

27. А вот обработка заказа совсем несложная.
На рабочих местах сенсорные мониторы со своим програмным обеспечением.
Ничего непонятного нет. Продал бензина пятерым.
Деньги сдал в кассу.

28. Возможности недолить или обмануть нет. В процесс человек вмешаться не может.
Каждая колонка опечатана органами госнадзора и периодически ими же поверяется. Везде автоматика.
Если возникают подозрения на недолив или претензии к качеству - хоть к топливу или по работе оператора - не думайте, звоните сразу на горяую линию. По каждому обращению здесь проводят нехилую проверку.

29. К слову, даже подача кофе полностью автоматическая.
Себе родимому его бесплатно не нальёшь - вся информация о заказах также централизованна.

30. Пару слов о кофе.
Зона отдыха - нужная вещь.

31. А уж местные пончики - моя слабость...

32. Отдельный привет всем тем, кто не завтракал!
Меня заверили, что продукты здесь только свежие. Компанией установлены нормы хранения/расхода, по которым всё несъеденное списывается. Кормить старьём людей смысла нет, т.к. регулярно подвозятся свежие продукты.
А вот некондиция, по секрету, передается в местный питомник бездомных животных.

33. Девушки все скромные, отвлекать их долго не стал.
Им еще работать и работать. Кстати, садиться, есть, ну и спать во время работы запрещено.
Тяжело. Но в целом работа хорошо оплачивается, плюс компания неплохо вкладывает в социальное обеспечение работников - работникам и экскурсии по России проводят, и лагеря детишкам бесплатные, ну и страховка конечно.

34. А дальше фоток не будет, ибо я немного позаправлял машинки.
Собственный опыт большой, поэтому проблем не возникло.
Запах приятный, настроение хорошее.
А когда улыбаешься, всегда есть шанс получить от водителя улыбку в ответ.

Всегда рад узнать что-то новое.
Работа на АЗС непростая и очень ответственная. При этом всё реально прозрачно и особо переживать за содержимое своего бака не стоит.
Главное знать где заправляться))

Спасибо за представленную возможность прочувствовать всё на себе ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Автозап. станция

На АЗС и АЗК общее

На АЗС

основное – резервуары и оборудов,

Технологичес трубопроводы

вспомогат

+ СХЕМА

На АЗК

3 .

Технологическая схема

11 , (АЗС) представляют собой комплекс, включающий здание, островки

с разд. колонками, островки с резервуарамии площадки для обслуживания автотранспорта.

имеют магазинОни должны быть достаточно выразительными в архитектурном отношении,

Для нормальной работы и отдыха работников АЗС планировка здания

должна соответствовать строительным нормам и правилам (СНиП).

Планировка предусматривает:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями,

Должны соответствовать НОРМАМ

ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Радиолокационный уровнемер

Уровнемеры- это устройства, которые использ. для определения уровня жидкостей.

информационно-измеритель системами определения количества топлива в



резервуарах нефтебаз иАЗС являются радиолокационные системы.

Измерения производят за счет регистрации отраженных от поверхности нефтепродукта

эхосигналов микроволновой частоты и расчете уровня нефтепродукта по задержке

отраженного сигнала. Обслуживание таких систем не представляетособых трудностей,

так как в них отсутствуют движущиеся части Главным их достоинством является то, что они не контактируют с контролируемой средой, что позволяет их успешно использовать для измерения

уровня агрессивных, вязких и неоднородных материалов.

Во избежание пожаров

– сливать нефтепродукты в резервуары следует «закрытым» способом и при наличии в системе гидро

затвора; во время слива запрещается отпускать нефтепродукты через колонки, присоединенные к

заполняемому резервуару;

– наконечники сливных шлангов должны быть из неискрового материала иметь заземление;

– до полного слива нефтепродукта из автоцистерн водитель и операторАЗС должны находиться у резерв;

– автоцистерна во время слива должна быть надежно присоединена к заземляющему устройству станции;

– запрещается заправка автомобиля с работающим двигателем.__

Противопожарные правила

1. Курить в складских помещениях воспрещается.

2. В помещен, где хранятся нефтепродукты, нельзя польз открытым пламенем.

3. При хранен нефтепродукт образуются пары, которые должны удаляться путем проветривания

(вентиляцией).

4. Помещение необходимо оборудовать противопожарным инвентарем

(пенными огнетушителями, ящиками с сухим и чистым песком, кошмой) и аварий сигнализацией.

5. При возникновении пожара нефтепродукты нельзя заливать водой, так

как горящий нефтепродукт растекается по поверхности воды и пламя увеличивается.

Все огнеопасные вещества, находящиеся вблизи очага пожара, немедленноубрать.

Приточно-вытяжную вентиляцию быстро отключить.



Для ликвидации огня нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету.

Закрыть горящее место кошмой, засыпать песком, при обильном пламени необходимо применить

пенные огнетушители.

На АЗС для тушения пожара используют специальную технику и устройства с обильным выделен пены.

Вода используется не для тушения пожара от жидких нефтепродуктов, а для охлаждения резервуаров.

На АЗС разрабатывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации

аварий и пожаров

18,Приём и выдача нефтепродуктов

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми вид транспорта: автомоб, железнодор, трубопров, водным.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе в обязательном порядке подлежат пломбированию.. Пломбируются : – горловина (горловины);– сливной вентиль (сливная задвижка).

Прием Прием нефтепродук в резерв АЗС из автоцистерны проводится 2работниками.

При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:

– открывает задвижку для приема – закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод

– обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;

– принимает меры к предотвращ разлива нефте

– организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта;

– проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;

– проверяет сохранность пломб на горловине и сливномвентиле (сливной задвижке) автоцистерны;

– проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) "по планку".

С использованием водочувствительной ленты или пасты убеждается в отсутствии воды, отбирает пробу

Измеряет t и плотность нефтепрод,убеждается в соответствии данных (объем, плотность), указанных в

накладной, данным, полученным при контроле нефтепродуктав автоцистерне.

Убеждается в исправности технологического оборудования, трубопроводов, резервуаров,

Принимает меры для исключения движения авто на расст ближе 3-х м.от места слива нефтепродуктов;

Выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны; не допуская переполнения или разлива;

Отсоединить сливные рукава; – внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товар-

но-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве неф-

тепродукта;

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

– при неисправности технич и технологич оборудования АЗС;– неисп сливного устройст автоцистерны;

– неисправ.заземляющего устройства автоцист;

– отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильоформлении;

– наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;

– несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качествонефтепродуктов;

– во время грозы.

Выдача только через топлив маслоразд колонки в баки транспортных средств или тару потребителей

правила:– оператор контрол расположение тр средств. должно обеспечивать возможность их аварийной

эвакуации с территории АЗС; – во время заправки двигат заправляемого автомобиля выкл;

– пролитые на землю нефтепродукты должны бытьзасыпаны песком с послед его удалением

– расс между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть 3 метра

а находящимися в очереди – не менее 1 метра; – перед запр автобусов пассаж покидают салоны

вне территорииАЗС.

Оператор АЗС во время выдачи нефтепродуктов:

– обеспечивает постоян контроль за выполнправил заправки автотранспортных средств;

Сифонный трубопровод

Трубопроводы, в которых жидкость движется при давлении ниже атмосферного, называют сифонными

Сифонные трубопроводы, применяемые для слива нефтепродуктов из цистерн, не имеют нижнихсливных

приборов. При транспортировке в цистернах нефтепродуктов с малой вязкостью (бенз, керосины, дизельные топлива) . Для сифонного слива применяют специальные вакуумные установки.

Расчет сифонных трубопроводов осложнен из-за возможности возникновения в них кавитации.

Кавитация (от лат. «cavitas» – полость) – явление образования в движущейся жидкости полостей,

заполненных паром или газом. Онавозникает в тех случаях, когда давление в каком-либо месте потока

становитсяравным давлению насыщенных паров жидкости при данной температуре.

Следовательно, устойчивая работа трубопроводов или гидравлических

машин возможна только при отсутствии кавитации,

Сифонным называют самотечный трубопровод, часть которого расположена выше уровня

жидкости в сосуде (резервуаре), из которого подается жидкостьСифонные трубопроводы используют в качестве водосбросов гидротехнических сооружений, для слива нефтепродуктов из цистерн, опорожнения водо-

емов, при прокладке водоводов через возвышенности. Для приведения сифона в

действие его необходимо предварительно заполнить жидкостью.

Для проверки условий работоспособн сифона в нем выбирают сечение, где давление наименьшее

(«опасное» сечение). Такоесечение должно быть наиболее приподнято над уровнем жидк сечения а-а

где p п – давление насыщенных паров жидкости при данной температуре. Если p x p п , сифон будет работать .

24. темные нефтепродукты при понижении температуры воздуха становятся более вязкими,

теряют текучесть и их транспортирование без подогрева становится невозможным.

Подогрев осуществляется при хранении, транспортировке, приёмных и

раздаточных операциях.

Подогрев высоковязких и легкозастывающих нефтепродуктов следует производить до t

, обеспечивающей его кинематическую вязкость не более 600 мм2/с (сСт).

Температура подогрева мазутов не должна превышать 90 оС, а для масел – 60 оС.

Температура подогрева должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродукта

в закрытом тигле, не менее чем на 25 оС.

В качестве теплоносителя следует использовать водяной насыщенный пар или перегретую воду.

При соблюдении пожарной безопасностивозможно применение электрического подогрева.

Для подогрева нефтепродуктов применяют различные теплоносители: водяной пар, горячую воду,

горячие газы и нефтепродукты, электроэнергию.

часто применяют водяной пар , обладающ высок теплосодержанием и теплоотдачей, легко

транспортируемй и не представляющий пожарной опасности.

Обычно используют насыщенный пар давлением 0,3 – 0,4 МПа,нагрев нефтепродукта до 80 – 90 °С.

Горячие газы имеют ограниченное применение, так как они отличаются малой теплоемкостью,

низким коэффиц теплоотдачи, а также трудно организовать их сбор; используются при разогреве

нефтепродуктов в автоцистернах и в трубчатых подогревателях на НПЗ.

Электроэнергия – один из эффект теплоносит, но при использовании необходимо соблюдать проти-

вопожарные требования.

Существует несколько способов подогрева водяным паром :

Подогрев острым (открытым) паром заключается в подаче насыщенногопара непосредственно в

нефтепродукт, где он конденсируется, сообщая нефтепродукту необходимое тепло.

Этот способ применяют для разогрева топочного мазута при сливе из железнодор цистерн.

Недостаток – необходимость удаления в дальнейшем воды из обводнённогонефтепродукта.

Подогрев трубчатыми подогревателями заключ в передаче тепла от пара к нагрев продукту

через стенки подогревателя. Здесь исключается контакт теплоносителя с нефтепродуктом.

Пар, поступая в трубчатый подогреватель, отдает тепло нефтепродукту через стенку подогрева-

теля, а сконденсировавшийся пар отводится наружу, благодаря чему исключа-

ется обводнение нефтепродукта.

Циркуляционный подогрев основан на разогреве нефтепродукта тем же нефтепродуктом,

но предварительно подогретым в теплообменниках. Циркуляционный подогрев применяют в

основном при обслуживании крупных резервуарных парков, а также железнодорожных цистерн.

27, Конструкции подогревателей делятся на

Подогреватели при сливе нефтепродуктов из ёмкостей,

Подогреватели при хранении в резервуарах

Подогреватели трубопроводов.

Для подогрева в железнодорожных цистернах применяют следующие подогреватели .

1) Подогреватели острым паром по конструкции представляют собой перфорировтрубчатые шланги

помещенные в толщу жидкости, пар поступает через отверстия в шлангах.

Используются только для разогрева мазута,допускающего частичное обводнение.

2) Подогреватели глухим паром подразделяются на переносные и стационарные.

Переносные помещают в цистерну только на время разогрева, а поокончании их извлекают

Стационарные находятся внутри цистерны постоянно

Подогреватели изготавлив из дюралюминиевых труб;состоят из трех секций, помещаемых в цистерну

поочередно.

Электрический подогрев применяют для снижения вязкости темных нефтепродуктов (мазута, масел). Общая мощность электронагревателей достигает50 – 70 кВт.

Паровой змеевиковый подогреватель

Подогреватели в резервуарах выполняются в виде различных конструктивных форм – змеевиковые и

секционные из трубчатых элементов. Для лучшего подогрева их размещают по всему поперечному сечению резервуара.Наиболее часто применяют подогреватели, собираемые из отдельных унифицированных секций.

Наряду с общим подогревом всего нефтепродукта применяют и так называемый местный подогрев.

Местные подогреватели следует располагать поблизости от приемных и раздаточных устройств.

При циркуляционном методе подогрева нефтепродукт собирается из нижней части резервуара и насосом прокачивается через внешний подогреватель еплообменник. В этом случае внутри резервуара устанавливается кольцевой подающий трубопровод и местный подогреватель у заборной трубы. Теплооб- менники

устанавливают индивидуально у каждого резервуара.

В качестве электрических подогревателей применяют гибкие нагревательные элементы в виде отдельных

блоков. Они представляют собой эластичную ленту, состоящую из медных и нихромовых проволок,

сплетенных стеклонитью. Ленту закрепляют на трубопроводе и покрывают снаружи слоем тепловой

изоляции

Выбор места для нефтебазы

необходимо, чтобы площадка, предназначенная для строительства нефтебазы, отвечала инженер-

ным и геологическим требованиям. Отводимая для нефтебазы территория должна иметь

необходимые разрывы между границами участка и соседнимисооружениями.

Площадку желательно выбирать с наветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооруж,

чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем.

Для этого по данным метеорологических станций вычерчивается «роза ветров»

Во избежание распространения огня при растекании горящего нефтепродукта по поверхности воды и

по санитарным условиям речные нефтебазы следует располагать ниже по тече-

нию реки от ближайших населенных пунктов, промышленных предприятий,пристаней, мостов.

Важно при выборе площадки – удобное примыкание участка к транспортным магистралям.

На самой площадке или вблизи от нее необходимо иметь источник водоснабжен и энергоснабжен

для хозяйственных, производственных и противопожарных нужд.

Выбираемый участок должен обеспечивать удобный спуск ливневых и канализационных вод,

не причиняющий вреда населению. С целью снижения стоимости строительства вблизи площадки нефтебаз желательно иметь строительные материалы и рабочую силу.

По геологическим условиям желательно, чтобы площадка была сложена из

коренных пород, способных выдерживать удельную нагрузку не менее 0,1МПа.

Заболочен и заливаемые водами территории непригодны для нефтебаз,в1 случае придется проводить дорогостоящие и трудоемкие дренажные работы, во2 – возводить вокруг участка нефтебазы водозащит-

ную дамбу.

Окончательный выбор площадки нефтебазы делается по результатам анализа данных отчета

изыскательской партии в составе: начальника, инженерагеолога или инженера-гидрогеолога

инженера-строителя, техника-геодезиста,рабочих для производства разведочных выработок и

топографической съемки участка.

29 Нефтебазами называют предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок,

предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.

По назначению нефтебазы бывают самостоятельными предприятиями,

производящими прием, хранение и отпуск нефтепроду потребителям, и входящими в состав

пром, трансп и других предпр,предназнач для снабжения этих хозяйств.

Технологические процессы, на основные и вспомогательные.

К основным технологическим процессам относят:

– прием нефтепродуктов на нефтебазу;

– хранение нефтепродуктов в резервуарах и складах;

– налив нефтепрод в железнодорожн цистерны,нефтеналивные суда или перекач по трубопровод;

– отпуск нефтепродуктов потребителям в автоцистерны, бочки.

К вспомогательным процессам относят:

– очистку и обезвоживание (осветление) нефтепродуктов;

– регенерацию отработавших масел.

Нефтебазы подразделяются :

– по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов

– нажелезнодорожные, водные(морские,речные), трубопроводные, автомобил и смешанные;

– номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и

горючих нефтепродуктов и нефтебазы общего назначения;

Назначение и устройство АЗС. Оборудование

Автозап. станция (АЗС) – комплекс зд, сооруж и оборуд, огранич. участком площадки и

предназн. для заправки тр.средств (кроме гусенич. тр.) моторным топливом и маслом.

На АЗС и АЗК общее это: здание операторной, сооруж.для очистки сточных вод, для размещения

технологич. оборуд. информацион. табло(ассортимент нефтепродуктов),услуг,видов обслуж. трансп.

На АЗС -для персонала: адм, приема пищи, службы охраны,санузлов, кладов спецодежды, инстр,

зап. дет, приборов и оборуд. здания должны быть 1-2 степ огнестойкости.

На территор АЗС должны быть указатели расположения средств и систем пожаротушения

Допускается предусматривать помещ магазина без торгового зала.

основное – резервуары и оборудов,

Топливо разд колонки с аппаратурой управления и контроля

Технологичес трубопроводы

вспомогат - оборудов для хранения топлив и масел,

Оборуд для выдачи продукта- топливо масло смесе раздаточные колонки.

Оборуд для управления колонками

Оборуд для ТО и Р и мойки овто - топлив и сервисное оборуд для АЗК

Оборуд для защ. окр среды. – противопожарное оборуд. – молниезащита + СХЕМА

На АЗК , кроме того, должны быть пункты тех. обсл. авто и пунктов сервиса(магазин.кафе)

3 . Горизонтальные и вертикальные схема АЗС

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По конструктивному исполнению:

· стационарные;

· контейнерные (КАЗС);

· передвижные (ПАЗС).

По функциональному назначению:

· общего пользования;

· ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

· с подземным расположением;

· с наземным расположением;

· с расположением на транспортном средстве.

По нормативным параметрам типовых проектов:

· по числу топливозаправочных колонок;

· по числу заправок в часы пик;

· по количеству заправляемых машин в сутки;

· по общей вместимости резервуаров.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сут­ки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок авто­мобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомоби­лей в час, возможны и другие мощности (табл. 1.1). Наиболее распростра­ненными типами являются АЗС на 500-750 заправок в сутки.

АЗС на 250 заправок строят в плотно заселенных районах больших го­родов и в сельской местности; на 1000-1500 заправок в сутки - в пунктах интенсивного движения на магистралях.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

· дорожные;

· городские;

· сельские;

· речные.

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они дол­жны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и во­дой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспор­та на дороге и может достигать 1000-1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехни­ки. Мощность городских станций 250-1000 заправок в сутки, а станций «тро­туарного типа» - 150-250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сель­скохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми ви­дами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - кате­ров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемы­ми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной Противопожарной Службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых со­гласуется с территориальными подразделениями Противопожарной службы.

СТАЦИОНАРНЫЕ АЗС

1.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рис. 1.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной час­ти, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный свето­вой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зда­нием и навесной группой.

Рис. 1.1. Состав сооружений АЗС:

a) 1 - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания;

б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стелл и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или произ­водственного и сервисного блоков. Производственный блок включает цент­ральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служеб­ный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепло­вой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вен­тиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно-пожар­ной сигнализации, громкой связи, блоками защиты ТРК, и др..

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС вклю­чает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс мо­жет быть обеспечен автоматизированными системами по определению коли­чества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топ­лива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиен­там услуг. Одно из таких решений показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. План автозаправочной станции

1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

Для снижения загазованности жилых и производственных зданий АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не ме­нее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка предусматривает:

· удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

· хороший обзор всей территории из помещения оператора;

· отведение зон под зеленые насаждения;

· санитарно-гигиенические условия для работников станции;

· согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исклю­чительных случаях на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее соору­жениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98*.

Расстояние от края площадки для автоцистерн до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологичес­ких шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологи­ческих шахт подземных резервуаров, с негорючим материалом указанное расстояние не нормируется.

Ограждение АЗС должно быть продуваемым. Не допускается озелене­ние территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хло­пья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельско­хозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспа­ханная полоса земли шириной не менее 5 м.

1.1.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технологическое оборудование АЗС размещается по четырем основным технологическим линиям.

Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стен­ки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от

дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - флан­цем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входя­щий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная ар­матура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигате­лем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.

Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспе­чивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огне- преградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.

Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального тру­бопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном и участка, проложенным в шахте, соединяющим паровое пространство резервуара с наземным участком. За­порная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при ис­пытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и об­служивания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного кла­пана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан уста­навливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой.

Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью кото­рого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения ре­зервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из:

· стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающей­ся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора;

· переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.

1.1.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

Требования к технологическим трубопроводам АЗС установлены НПБ 111-98*, герметичность и прочность должна соответствовать СниП 3.05.05, а антикоррозионная защита подземных участков - ГОСТ 6.602. На техноло­гические трубопроводы должна быть составлена Схема трубопроводов с ус­тановленной на ней запорной арматурой.

Технологические трубопроводы запрещается прокладывать в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, теплопроводами, а так­же с кабелями высокого и низкого напряжения.

Фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из бензомас л о стойкого материала.

Сальниковые уплотнения запорных и других устройств должны регу­лярно проверяться с добавлением или заменой сальниковой набивки.

Подземные участки коммуникаций должны иметь антикоррозийное по­крытие. Наземные участки должны быть окрашены.

Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные ко­лонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.

Одно стенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следу­ет располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключаю­щих утечки топлива за их пределы.

При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внут­реннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.

Технологические трубопроводы, расположенные под землей или в сво­бодном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

соединения фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз»;

надежность соединений должна соответствовать требованиям эксплуа­тационных документов;

соединения должны быть опломбированы и оснащены устройствами, исключающими их саморазъединение;

запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах для легковоспламеняющихся и токсичных нефтепродуктов, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.

Места ввода трубопроводов в резервуары должны находиться выше номинального уровня заполнения их топливом.

На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапана для предотвращения перемещения пере­качиваемой жидкости в обратном направлении.

Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны со­держаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов. Неисправности в запорных устройствах должны немедленно устраняться.

На запорно-регулирующей арматуре должна быть нанесена нумерация, соответствующая технологической схеме.

На запорной арматуре (задвижках, кранах), устанавливаемой на трубо­проводах, должны быть указатели крайних положений.

Все технологические трубопроводы должны быть отградуированы со­гласно Методическим указаниям «Вместимость технологических трубопро­водов. Методика выполнения измерений».

В процессе эксплуатации технологических трубопроводов необходимо:

· не допускать повышения давления сверх установленного проектом;

· открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью махови­ков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;

· следить, чтобы в трубопровод не попадала вода, во избежание его размораживания.

Осмотр трубопроводов должен проводиться ежедневно. Особое внима­ние должно уделяться состоянию фланцевых и муфтовых соединений.

Течи топлива из трубопровода и отпотины должны немедленно устра­няться путем:

· постановки аварийных муфт и хомутов;

· сварки;

· подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединени­ях с предварительным освобождением трубопровода;

· ремонта трубопровода с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол.

Не реже одного раза в год паровоздушные трубопроводы необходимо продувать воздухом с целью очистки от отложений, и один раз в пять лет испытывать на герметичность.

Трубопроводы, соединяющие различное оборудование АЗС образуют технологические линии «слива-налива» топлива, деаэрации резервуаров и их зачистки.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС

1.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Являются мобильной технологической системой, установленной на ав­томобильном шасси, прицепе или полуприцепе, изготовленной как единое заводское изделие. Предназначаются для перевозки и заправки топливом автотранспортных средств в местах сосредоточения автотранспорта, сельско­хозяйственной техники в полевых условиях, на туристических автомаршру­тах, а также на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Технические характеристики ПАЗС приведены в табл. 1.2.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, со­гласованной с административными органами, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюде­нием правил пожарной безопасности. Устанавливаются охранная разметка, соответствующие знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки навесов, плакаты с обя­занностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими у нормами, особенно места заправки и слива топлива, а также оборудована телефонной и громкоговорящей связью.

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. На ней наносятся трафареты «Пере­движная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза по ГОСТ 19433- 88 и «Правилам перевозки опасных грузов в РФ». На внутренней стороне дверки шкафа помещается

О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.

На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов.

Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива. Из секции объемом 10 900 литров топливо будет сливаться примерно полчаса. Все это время заправка конкретным топливом будет запрещена для безопасности и более точной последующей отчетности по объему топлива.

Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее заполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, грубо говоря, оно не должно быть разбавлено водой умышленно или случайно из-за попадания дождевой воды, конденсата и т.д.

После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром и начинается слив топлива.

Топливохранилище

Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.

Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.

1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.

2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.

3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.

5. Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое - это небольшой резервуар в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.

6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.

7. Измеритель жидкости. Называться может по разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна - точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.

8. Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.

Может называться по разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака.

10, 11, 12. Система управления. Система объединяет ТРК и пульт управления оператора.

Подробнее об устройство заправочного пистолета

Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.

Как работает эта система можно посмотреть на видео, которое находиться выше. При нормальной подаче топлива через небольшую трубку и жиклер в пистолет поступает воздух. Как только топливо доходит до уровня заливной трубки, в жиклер попадает топливо и давление воздуха в системе защиты резко падает, мембрана реагирует на это и срабатывает пружина отсечки, подача топлива прекращается. При срабатывании системы защиты топливо не будет подаваться до тех пор, пока рычаг пистолета не будет «взведен» заново.

Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК. Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.

В 1888 году бензин начали продавать в аптеках.

В 1907 году в США открылась первая АЗС, она представляла собой склад с канистрами бензина. Позже начали появляться станции с одним большим резервуаром, с которого топливо подавалось самотеком.

В России первая АЗС открылась в 1911 году Императорским автомобильным обществом.

Современные АЗС не ограничиваются продажей только топлива. Многие имеют небольшие магазины с сопутствующими товарами, продуктами, есть кафе, мойки и т.д. Особенно хорошо заметно развитие АЗС в США, где заправка автомобилей - это лишь часть комплекса включающего в себя стоянки для большегрузных автомобилей, центры отдыха и досуга, магазины, кафе и многое другое.

В России более 25 000 автомобильных заправок, примерно 600 из них находятся в пределах МКАД. В США более 120 000 АЗС, в Канаде примерно 14 000, а в Великобритании более 9 000, при том, что в 90-х их было более 18 000.

Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом.

Наряду с заправкой топливом на АЗС могут выполняться следующие работы:

Замена и доливка масла в двигатели и охлаждающей жидкости в радиаторы;

Подкачка шин воздухом;

Доливка электролита и подзарядка аккумуляторов;

Доливка тормозной жидкости и прокачка тормозов;

Мойка автомобилей;

Мелкие работы по обслуживанию и ремонту автомобилей;

Сервисное обслуживание водителей и пассажиров (кафе, магазин и т. д.).

Чтобы не снижать пропускную способность станции по заправке топливом, все вспомогательные работы выполняются в стороне от заправочных островков на специально выделенных постах.

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам. По конструктивному исполнению:

Стационарные;

Контейнерные (КАЗС);

Передвижные (ПАЗС).

По функциональному назначению:

Общего пользования;

Ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

С подземным расположением;

С наземным расположением;

С расположением на транспортном средстве.

По нормативным параметрам типовых проектов:

По числу топливораздаточных колонок;

По числу заправок в часы пик;

По количеству заправляемых машин в сутки;

По общей вместимости резервуаров.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

Дорожные;

Городские;

Сельские;

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они должны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и водой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспорта на дороге и может достигать 1000 - 1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехники. Мощность городских станций - 250 - 1000 заправок в сутки, а станций «тротуарного типа» - 150 - 250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми видами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - катеров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемыми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной противопожарной службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых согласуется с территориальными подразделениями противопожарной службы.


Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рисунке 4.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной части, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный световой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зданием и навесной группой.

Рис. 4.1. Состав сооружений АЗС: а) I - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания; б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стел и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или производственного и сервисного блоков. Производственный блок включает центральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служебный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепловой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вентиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно - пожарной сигнализации, громкой связи, а также блоками защиты ТРК и др.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сутки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомобилей в час, возможны и другие мощности (табл. 4.1). Наиболее распространенными типами являются АЗС на 500 - 750 заправок в сутки.

Таблица 4.1 Нормативные параметры типовых проектов АЗС

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС включает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс может быть обеспечен автоматизированными системами по определению количества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топлива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиентам услуг. Одно из таких решений показано на рисунке 4.2.

Рис. 4.2. План автозаправочной станции: I - площадка под автоцистерну; 2 - топливные резервуары; 3 - стоянка машин; 4 - мусорные баки; 5 - стела; б - резервуары - накопители для очистных сооружений