Когда и насколько подорожает бензин. В россии вновь подорожал бензин. Это был единичный скачок цен

Владельцы АЗС вспомнили об акцизах

На топливном рынке случился маленький «пожар». После того как в Санкт-Петербурге на товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин достигли исторического максимума, трейдеры заговорили о резком, на 5 руб. за 1 литр, подорожании цен на АЗС. Чтобы пресечь панику, ФАС перешла на язык ультиматумов. Насколько это поможет?

Предвыборный фактор

До окончания президентской гонки мало кто беспокоился за ценники на автозаправках. Все было стабильно и предсказуемо. «До выборов президента сделано все, чтобы цены на топливо не увеличивались», - отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Хотя налоги (на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль, акцизы) - главный фактор ценообразования - выросли. Так, с 1 января 2018 года ставка акциза на бензин класса 5 увеличилась на 10,7%, на дизтопливо - на 8,4%. В пересчете на литр топлива ценники должны были подняться в среднем сразу на 50 копеек. Но цены на АЗС «замерзли».

Как сообщил Росстат, средние потребительские цены на бензин в России не меняются 11 недель подряд, а с начала года бензин подорожал на 0,4%. Цены на дизельное топливо не менялись 8 недель подряд. С начала года они поднялись на 1,2%. Заметнее всего прибавил в цене бензин на Северном Кавказе и в Сибири. В конце марта, по данным Thomson Reuters Kortes, 1 литр бензина марок Аи-92 и Аи-95 в рознице стоил 38,25 руб. и 41,06 руб. соответственно.

Такая «заморозка» выглядит немного странно. Ведь из-за налогового маневра правительства доходы нефтяников в рознице и нефтепереработке неуклонно сокращаются. По оценке Vygon Consulting, среднеотраслевая маржа НПЗ в России в 2015 году была $3,5 за баррель, а в 2016-м снизилась до $1,7 за баррель. Сейчас нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж за твердую валюту, чем наращивать мощности по нефтепереработке и развивать розничную сеть.

Сигнал тревоги

В течение двух последних недель, сразу после выборов, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин стабильно дорожал. Так, с 13 по 19 марта средняя цена на Аи-92 выросла на 962 рубля - до 42 тыс. 541 рубля за тонну, на Аи-95 - на 673 рубля, до 44 тыс. 405 рублей за тонну. Топливо продолжило дорожать и в конце марта, пока не достигло исторического максимума.

Нефтяные компании наперегонки продавали нефть и нефтепродукты за рубеж. ФАС вынуждена была демонстративно показать «желтую карточку» «Сургутнефтегазу» за рост экспорта бензина на фоне неудовлетворенного внутреннего спроса на этот товар. «Сейчас в России присутствует превышение спроса над предложением. Отчасти эта проблема связана с тем, что не все нефтяники завершили модернизацию оборудования для увеличения глубины переработки топлива. Отчасти же предложение на внутреннем рынке недостаточное из-за того, что многие компании предпочитают продавать топливо за рубеж, где оно заметно дороже», - считает Алексей Коренев.

Но настоящий гром грянул 29 марта, когда Илья Мороз, предправления совета по товарным рынкам, объединяющего независимых трейдеров, обратился от имени организации к ФАС, заявив, что политика крупных игроков по созданию искусственного дефицита на рынке может привести к росту цен до 5 руб. за литр уже этим летом. «Если такая динамика продолжится, то независимые АЗС просто прекратят торговать топливом», - предупредил Мороз.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев оперативно осадил эксперта: «У нас нет дефицита бензина... если цена пойдет наверх, мы оштрафуем всех». Его поддержал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы переработки углеводородов, исключивший возможность значительного роста цен на бензин: «Нет никаких поводов для резкого увеличения цен, небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, конечно, это постепенно перекладывается».

Все выше и выше

Однако с аргументами чиновников не согласны независимые эксперты. «Накануне выборов Президента РФ нефтяники, следуя негласной установке контролирующих органов, взяли дополнительную нагрузку на себя. Но экономические законы неумолимы - недополученная прибыль будет все равно компенсирована за счет потребителей», - подметил заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич. На его взгляд, в апреле и мае, в период роста сезонного спроса, ценники будут плавно подниматься.

Напомним, второе повышение акцизов в текущем году предусмотрено с 1 июля: бензин класса 5 подорожает на 6,0%, дизельное топливо - на 7,7%. «Акциз по своей экономической природе есть налог на потребление, который напрямую закладывается в стоимость топлива. Как только у нас меняются акцизы, следует ожидать, что и ценники со временем подрастут соответственно», - добавил Станкевич. Так что с середины лета 1 литр топлива, скорее всего, подорожает еще на 50 коп.

«Рост цен на бензин и дизельное топливо в 2018 году будет заметно обгонять темпы инфляции. Что бы нам ни обещали с высоких трибун, иного способа - получить дополнительные и гарантированные доходы - у государства просто нет. Вероятнее всего, к концу текущего года стоит ожидать, что стоимость бензина Аи-92 поднимется до уровня примерно в 42–45 руб., а Аи-95 - до 44–46 руб. Где-то на этом же уровне, 44–47 руб., будет стоить дизельное топливо», - уверен Алексей Коренев.

С подобным прогнозом в целом согласен и директор Центра тарифного регулирования в сфере энергетики ВШТР РЭУ Иван Капитонов: «Цены на 92-й бензин в этом году превысят психологическую отметку 40 руб. и достигнут 44 руб. за литр к концу года по Москве».

В соответствии с планами правительства рост акцизов запланирован не только на текущий год, но и на последующие годы. Как считает Алексей Коренев, скорей всего, и размеры, и сроки изменения акцизов будут пересматриваться если не в текущем, то в следующих годах почти наверняка.

Отметим, что влияние других факторов, например цены барреля нефти, будет ограничено. Очень часто у водителей возникает вопрос: «Почему ценники на АЗС растут, когда снижается стоимость нефти на мировом рынке?» «65% в цене топлива составляют налоги, которые изымает государство. Эта цифра приведена в официальном разъяснении ФАС. Остальные 35% приходятся на нефтепереработку, транспортировку, операционные затраты, связанные с реализацией нефтепродуктов, и себестоимость нефти. Доля последней в процентном отношении очень незначительна, так что колебания на мировых биржах практически не влияют на розничные цены», - разъяснил Юрий Станкевич.

10% контрафакта

Помимо повышения цен на топливо многих водителей также беспокоит «паленый» бензин. На сегодняшний день на территории России находится около 15 тыс. автозаправок. Из них только 40% принадлежит ВИНК (вертикально интегрированные нефтекомпании: добыча, переработка, розница). Остальная доля розничного рынка принадлежит независимым компаниям. Но по «показателю пролива» (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная: ВИНК продают больше - их доля в продажах около 60%.

При этом ВИНК находятся в зоне постоянного внимания надзорных ведомств и общественности, что побуждает их к развитию внутренних систем контроля качества топлива на АЗС. «Риск нарваться на контрафакт на заправках независимых компаний значительно выше. Минимальная рентабельность розницы (до 5% при наилучшем сценарии) вкупе с перманентным ростом налоговой нагрузки зажигает зеленый сигнал светофора на магистрали «серого» (зачастую - подчеркиваю - вынужденного становиться «серым») бизнеса», - говорит Станкевич.

Миллионы тонн контрафактной продукции - это вам не Василии Алибабаевичи, заправляющие по ночам украдкой автомобиль нерадивого водителя-любителя. Это десятки и сотни мини-НПЗ и нефтебаз, снабжающих напрямую, минуя брендированные АЗС, муниципальные предприятия общественного транспорта, сельхозпроизводителей. Это огромный товарно-денежный поток, о котором подробно осведомлены региональные власти, территориальные правоохранительные и надзирающие структуры.

По экспертным оценкам, которые неоднократно подтверждались данными Минэнерго и Росстандарта, ежегодный оборот некачественного топлива в нашей стране может достигать 7–10 млн тонн, что соответствует примерно 10% от общего объема внутреннего потребления. Это колоссальные деньги - 300–350 млрд рублей.

«По данным РСПП, сформированным на основе опроса владельцев, менеджеров ВИНК и независимых участников рынка, наибольший объем контрафакта реализуется в Приволжском и Южном федеральных округах», - сообщил Юрий Станкевич. По его мнению, в Москве ситуация лучше в силу высокой конкуренции в борьбе за потребителя, а также многолетней системы экологического контроля, созданной еще при мэре Лужкове.

В Росстандарте отмечают изменение ситуации на рынке в лучшую сторону: число выявленных нарушителей было сокращено более чем в 2 раза - с 42,5% в 2015-м до 18% в 2016 году. В этом году чистого бензина на АЗС станет еще больше. С января этого года вступили в силу поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за реализацию суррогатов, вплоть до оборотных штрафов и приостановления деятельности АЗС. Кроме того, расширен перечень подакцизных товаров и увеличены ставки на средние дистилляты (основу, используемую при выпуске суррогатов топлива). Органы власти и компании рассчитывают, что данные решения приведут к сокращению контрафакта на рынке.

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Вряд ли…

Вот как дорожал бензин с 2010 года, практически по линейке. Чуть быстрее, чуть медленнее. Иногда даже дешевел. Но в целом тенденция была очень устойчивой. На этом рынке принципиально ничего не изменилось. Говорят, цены на нефть на мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает.

Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали - когда 130, а тенденция оставалась вот такой. Цена 95-го - плюс два-три рубля за год.

«Ой, какой-то кошмар, 42 рубля 70 копеек дизель», - ужасается водитель. А бензин еще сильнее кусается. 92-й больше 40 рублей. В глазах каждого водителя немой вопрос: а что дальше?

«На пять рублей почти! Ну, на четыре, ладно. За неделю!» - переживает таксист.

Конечно, не за неделю, - топливо стало дорожать с начала мая, но от этого не легче. Даже не таксистам.

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаешь удивляться - куда стремятся цены? 95-й уже 44,85 - почти 45 рублей. Как говорят экономисты, психологическая отметка. И ведь вроде все как обычно - и пистолет такой же, и даже пахнет так же, - почему же он так дорожает? Но вот если бы у жадности был запах, мы бы, конечно, почувствовали разницу.

Впрочем, это тот уникальный случай, когда жадность не порок. Рынок диктует свое. Жадничать вынуждены все - государство, когда повышает акцизы на топливо, потому что нужно наполнять бюджет и, конечно, производители и продавцы бензина и солярки, ведь бизнес в убыток не бизнес. Потребителей, это, конечно, не утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

«Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые существуют в государстве», - отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Главное условие - ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной сети - порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% - это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» все-таки существует.

«Очень простой ответ - международная интеграция. За последние 20-25 лет весь мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит достаточно дорого», - поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть - там зависимость куда сильнее, чем у нас - подорожали бензин и солярка. И вот она, международная интеграция в полный рост - у российских производителей возникло логичное желание побольше продать там.

«Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже, имеется в виду за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него больше платят», - рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос - посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.

Впрочем, тут за желающими заработать за счет дополнительного экспорта зорко следит Федеральная антимонопольная служба.

«С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для того, чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок», - говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Карающая рука ФАС без сомнения дотянется и до тех, кто попытается создать искусственный дефицит, но здесь не стремятся всех наказать - наоборот, ищут баланс интересов.

«Мы говорим о необходимости дальнейшего совершенствования налоговой системы, сейчас речь идет о целесообразности некоторого снижения акцизов на нефтепродукты и введения механизма гибкого установления акцизов. И вот такой механизм - мы сейчас такие консультации ведем с Минфином - мы надеемся, что он поможет сделать ситуацию на рынке более устойчивой», - поясняет заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Но ведь бензин уже подорожал, а всем известно, что за ним обычно тянется и все остальное - ведь, скажем, продукты в магазины нужно привезти, потратив на топливо больше. Впрочем, экономисты говорят: в этот раз все сложнее. И как ни удивительно, на пользу потребителям, которые традиционно оказываются крайними.

«Мы находимся в достаточно уникальной для российской экономики ситуации, когда мы имеем низкие процентные ставки, наверное, рекордно низкие за всю постсоветскую историю, и имеем рекордно низкую инфляцию. Это связано в том числе с тем, что у нас вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу, то есть попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи. Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного роста инфляции за счет стоимости топлива не приходится», - говорит доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Но это если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, вроде резкого роста тех же нефтяных котировок. А поскольку политика всегда рядом с нефтью - рынок, по словам экспертов - тревожно реагирует на любые заявления. Взять хотя бы решение Соединенных Штатов разорвать ядерную сделку с Ираном.

«Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно, что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то, ожидают. Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе, сейчас подогреваются, идут вверх», - поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ключевое слово - спекулянты. Торгующие в буквальном смысле воздухом - или нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли. Ее вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

Нефть дорожает - бензин дорожает.

Нефть дешевеет - бензин дорожает.

Бензин целеустремлённый.

Будь как бензин.

Шутки шутками, а происходящая вокруг бензина история и впрямь крайне интересна. Причём не только с чисто практической точки зрения - на сколько и когда он опять подорожает, но и как отражение того, что на самом деле происходит в России и российской экономике, - пишет аналитик Вадим Жартун, решивший выяснить, что же все же происходит с ценами на бензин.

Раскручивать этот клубок лучше с конца - с 2018 года, в котором цены на бензин прибавили сразу 11%. Разумеется, бензин дорожал и до этого (в 2014 92й стоил 29,45 а сейчас - 42,45) однако так резко и без видимых причин - никогда.

Ультиматум

Разумеется, правительство озаботилось ценой на бензин. Не потому, что очень сильно заботится о населении, конечно же, а потому, что, во-первых, ещё не отгремели протесты по поводу пенсионной реформы (за 9 месяцев в России прошло 2154 акции протеста, из них 46,5% - по поводу пенсионного возраста), и, во-вторых, такой резкий рост никак не соответствует официально заявленному уровню инфляции в 4% - холопы могут что-то заподозрить и возмутиться.

Что цены на бензин уже сейчас сдерживаются искусственно, видно по тому, что происходит с мелкооптовыми покупателями: скидки по топливным картам грузоперевозчиков отменяются , а оптовые цены в ряде случаев оказываются выше розничных.

К тому же, со следующего года повышается НДС на 2%, что автоматически приведёт к повышению цены как минимум на эту сумму. Кроме того, планировалось поднять акциз на бензин, но это теперь под вопросом.

В общем, правительство пошло к нефтяникам и вежливо поинтересовалось, в чём, собственно дело. Некоторые СМИ писали: «вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил / дал указание / поставил ультиматум нефтяникам», но вы в эту чушь не верьте, пожалуйста.

Ни о каких ультиматумах и речи быть не может, а все эти громкие заявления - лишь дрянная комедия, которую ломают перед нами, чтобы скрыть то, что происходит на самом деле.

Нефтяники, разумеется, в два счёта объяснили правительству, что происходит. Во-первых, вы, господа чиновники, зажрались - в цене бензина только НДПИ, НДС и акциз составляют 55%, а вместе с остальными налогами - под 65%. Хотите дешёвый бензин - умерьте свои аппетиты и снизьте акцизы. Попробуйте тратить меньше на силовиков и не пытайтесь зачем-то сделать бюджет профицитным.

Во-вторых, вы заигрались в геополитику. В течение длительного времени курс рубля к доллару, как привязанный, следовал за котировкой барреля нефти. Поэтому стоимость барреля в рублях оставалась стабильной и плавно колебалась в интервале от 3000 до 4000. Сейчас, благодаря санкциям, рубль отвязался от нефти (то есть на самом деле просто обвалился относительно неё) и баррель стоит от 5000 до 6000 рублей. И если раньше в стоимости литра бензина нефть составляла около 8 рублей, то теперь - все 16 и прямо сейчас литр 92го должен стоить около 50 рублей.

Правительство промычало в ответ что-то невнятное, но акциз временно снизило - на 3 рубля, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать рост себестоимости. Ещё 5 нужно было где-то взять. Просто так, из филантропических соображений, нефтяники эту дельту оплачивать из своего кармана, разумеется, не согласились.

Правительство тут же начало искать, за чей счёт это можно провернуть, если народ не желает платить больше, а нефтяники - получать меньше. Поискало и, как это ни странно, нашло.

На растерзание

За временное (до марта 2019 года) удержание цены на топливо правительство решило расплатиться с нефтяниками независимыми сетями АЗС - фактически поставить их в безвыходное положение и дать возможность крупным нефтяным компаниям заполучить за бесценок топливную розницу - 15 из 25 тысяч заправок по стране.

Как это делается: с июня 2018 года розничную цену топлива в АЗС зафиксировали, привязав к официальному уровню инфляции, и ограничив этим маржу независимых АЗС сверху. А буквально на днях правительство запретило трейдерам участвовать в биржевых торгах бензином - мол, это из-за них, спекулянтов проклятых, цены растут.

Не буду напоминать, как в СССР боролись со спекулянтами, и что из этого вышло. Здесь всё ещё хуже: наценка трейдера - сущие копейки, не сравнимые с жирным куском налогов, который забирает себе правительство. Зато трейдеры продают бензин независимым АЗС мелкими партиями и с отсрочкой платежа. И если до сих пор АЗС могла (условно) взять у трейдера один бензовоз топлива в месяц, продать его и рассчитаться, то теперь ей придётся идти к крупным НПЗ, которые скажут: бери железнодорожную цистерну и плати за неё сразу, да ещё и втридорога, потому что ты, в отличие от трейдера, мелкий покупатель.

Понятно, что для многих небольших сетей это смерти подобно - те, кто не сможет найти альтернативных поставщиков и оборотных средств, будут вынуждены закрываться.

В общем, в ближайшие полгода огромное число АЗС поменяет хозяев. Станет ли нам от этого лучше? Нет, разумеется. Рынок монополизируется и конкуренты уничтожаются не для того, чтобы раздавать населению бензин за бесценок, а для того, чтобы на этом зарабатывать. Поэтому когда передел АЗС закончится, цены снова пойдут вверх.

Суть налогового манёвра проста: сейчас правительство берёт пошлину только с экспортируемой за рубеж нефти, а хочет брать со всей добываемой, что теоретически позволило бы увеличить поступления в казну более чем вдвое, потому что 53% российской нефти потребляется на внутреннем рынке.

Поэтому в течение нескольких лет экспортная пошлина будет снижаться, а аналогичная ей по формуле и размеру ставка НДПИ - увеличиваться.

До сих пор экспортная пошлина помогала удерживать низкую стоимость нефти внутри страны. По сути, внутренняя цена на нефть равна биржевой котировке нефти Брент минус $1,5-3 скидки с барреля за более низкое качество нашей нефти, минус экспортная пошлина (примерно 9 рублей за кг) минус расходы на транспортировку (около 1 рубля за кг). Соответственно, если сейчас 1 кг нефти на международном рынке стоит 26 рублей, то на внутреннем - около 16 (но разброс цен очень велик).

Если прямо сейчас экспортную пошлину просто заменить на НДПИ, то нефть в России будет стоить 25 рублей, а бензин - 62 рубля. Чтобы этого не произошло, правительство планирует компенсировать эту разницу производителям бензина для внутреннего рынка с помощью отрицательного акциза.

Спрашивается, зачем было городить весь этот огород, если в итоге ничего не изменится? Изменится. И ответ на этот вопрос лежит где-то в области российских имперских амбиций и ностальгии по СССР.

Союз

Когда СССР рухнул, Россия всячески цеплялась за его разлетающиеся осколки, пытаясь связать их если не политически, то хотя бы экономически. В результате этих попыток родился Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана.

Помимо всего прочего, это означало, что Беларусь может покупать российскую нефть без экспортной пошлины, а затем продавать на Запад и класть разницу между ценой на внутреннем и внешнем рынках себе в карман. Разумеется, у России это регулярно вызывало неудовольствие и попытки хоть как-то прикрутить этот краник, вернув доходы в свою казну.

В ответ бацька Лукашенко так же регулярно делал большие глаза: «А как же союз? Мы же братья!» и шантажировал Россию повышением транзитных тарифов.

В общем, России нужно было выбирать: или платить за иллюзию наличия союзников, или разорвать этот союз. Однако вместо этого она решила пойти третьим путём - решить проблему унификации тарифов с помощью налогового манёвра.

Фактически, идея состояла в том, чтобы вернуть в Россию доходы от реэкспорта российской нефти, возникающий перекос в цене на топливо отрегулировать отрицательным акцизом, да ещё и настроить его таким образом, чтобы стимулировать развитие в стране современных нефтеперерабатывающих производств.

Сложность

Идея обобрать партнёров по союзу красива, спору нет. На бумаге. На практике всё несколько сложнее. Начнём с того, что сама по себе экспортная пошлина рассчитывалась относительно просто, по трём разным формулам в зависимости от средней стоимости нефти на мировом рынке.

При цене нефти от $182,5 за тонну ($24,9 за баррель) формула расчёта экспортной пошлины выглядит так:

ЭП = $29,2 + 30% * (Ц – $182,5)

Где Ц - средняя цена нефти.

Формула НДПИ оказалась с учётом налогового маневра уже вот такой:

НДПИ = 919 * Кц -

Сложно? Но это ещё не всё. Вы не забыли про акциз, который должен компенсировать повышение НДПИ? Вот его формула:

Анс = ((Цнефть * 7,3 - 182,5) * 0,3 + 29,2) * Р * Спю * Ккорр

По сути, это экспортная пошлина наизнанку. Р - средний курс рубля, Ккорр синхронизирует одновременный рост НДПИ и снижение экспортной пошлины, а Спю - самый важный коэффициент, который, собственно, определяет, каков будет размер компенсации и будет ли он вообще.

В расчёте этого коэффициента и начинается настоящий ад. Я насчитал как минимум 19(!) переменных, от которых он зависит.

Итого: если вы отечественный производитель нефтепродуктов, то для принятия управленческих решений вам нужно держать в голове три десятка коэффициентов, каждый из которых правительство может менять, когда пожелает.

И эта запредельно сложная система тонких настроек должна работать в условиях нестабильности, тотального непрофессионализма и коррупции? Серьёзно?!

Как только что-то изменится на рынке (очередные санкции, например) - систему начнёт лихорадить. Как только правительству понадобится больше денег и оно подкрутит пару коэффициентов - систему начнёт лихорадить. Как только какой-нибудь нефтяной олигарх решит, что ему нужна яхта побольше, и пролоббирует выгодные ему корректировки - систему начнёт лихорадить.

Проще говоря, её будет лихорадить всегда, от этого будет страдать вся отрасль и, в первую очередь, небольшие производители, которые не смогут пинком открыть дверь вице-премьера и заорать: «Что ты, скотина, опять натворил?! Возвращай всё назад к чёртовой матери!».

Простота

В России всего 32 крупных НПЗ, принадлежащих 16 компаниям. И для того, чтобы регулировать их акцизы, нужны 30 коэффициентов? Зачем?!

По хорошему, нужно предельно упростить формулу расчёта НДПИ, отказаться от дурацкой идеи с отрицательными акцизами и позволить цене на бензин прийти к европейскому уровню. По официальным данным доля бензина в потребительской корзине меньше 5% и повышение его стоимости можно было бы компенсировать населению снижением НДС или НДФЛ.

Да, по кому-то это ударило бы больнее, но в этом есть хоть какая-то справедливость - за бензин должны платить те, кто его использует. К тому же дорогой бензин будет стимулировать использование общественного транспорта и внедрение электромобилей, что полезно и для экологии, и для борьбы с пробками.

Однако простые решения - это для умных. Мы же продолжим громоздить друг на друга десятки коэффициентов, а когда они дадут сбой - грубо вмешиваться в рыночные механизмы, не разобравшись толком, как они работают, и только усугублять этим ситуацию.

Итоги

В результате налогового маневра игроки масштаба Роснефти получат сверхдоходы, а остальные - лишь проблемы. Рост цен на бензин с такой сложной системой в полной мере скомпенсировать не удастся, даже если правительство этого действительно захочет, поэтому на рынке вполне может периодически возникать дефицит бензина со всеми вытекающими последствиями.

Инвестиционные перспективы отрасли в условиях непредсказуемого налогообложения и перманентных санкций тоже довольно туманны. Какой смысл вкладываться в постройку или модернизацию НПЗ, если налоговая среда настолько нестабильна?

Единственное, что уже понятно - что вся эта налоговая фантасмагория не способна остановить рост цен на бензин, порождает нестабильность, грозит потенциальным дефицитом бензина, тормозит инвестиции и стимулирует коррупцию.

С 2019 года в России акцизы на топливо будут увеличены в 1,5 раза. Стоимость бензина может скакнуть на 15%.

Счетная палата России спрогнозировала резкий скачок цен на бензин с 2019 года - это может произойти из-за увеличения топливного акциза. Повысить акцизы планируется в 1,5 раза, говорится в итоговом заключении Счетной палаты по итогам рассмотрения проекта бюджета страны на 2019 год. Ожидается, что это приведет к росту стоимости бензина и потребует сдерживающих мер, сообщает Телеканал со ссылкой на ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева рассказал о том, что цены на бензин и дизельное топливо «скакнут» на целых 15%.

При этом в интервью РБК вице-премьер Дмитрий Козак опроверг возможное повышение цен на бензин на АЗС. Правительство, по его словам, будет применять весь набор инструментов, чтобы этого не произошло.

Портал сайт обратился за разъяснением к экспертам - стоит ли нам все же ожидать взлета цен на бензин?

«Повысили акциз? Вырастет бензин!»

«Все создается для того, чтобы рост был. Он будет сложно сдерживаемый. Нужны только системные меры. В ручном режиме, как это происходит сейчас, ситуацию не спасти. Все основания для роста созданы. Прогнозы в нашей стране - дело неблагодарное. Я бы рассуждал с позиции адекватной доходности. Увеличивается акциз - увеличивается стоимость литра бензина. Это примерно 4 рубля. Стартует процесс обнуления экспортных пошлин, значит, торговля на экспорт будет выгоднее, чем на внутренний рынок. Этот разрыв неизбежно повлечет стремление нефтяных компаний сбалансировать ситуацию и направить максимум потоков на внешний рынок, либо подтянуть внутреннюю цену. К четырем рублям желательно прибавить еще 6 рублей – это те деньги, которые позволят топливным компаниям – не сетевикам, а мелкой рознице – получать стандартную маржинальность в 15%. Не ведется речь о сверхприбыли, а только о доходах, которые позволят не уничтожить инфраструктуру, небольшие топливные компании»,

– рассказал сайт Павел Баженов , президент Независимого топливного союза.

«Много ездишь – много платишь»

«Если подразумевать, что транспортный налог будет отменен и выпадающие доходы будут «зашиты» в стоимость бензина, то это будет гораздо честнее и справедливее. В этом плане позитив есть: «Много ездишь – много платишь, мало ездишь – мало платишь». У нас не самый дорогой бензин в мире: в Турции за литр бензина платят 2,4 евро. В Европе - 1,6-1,8 евро. По сравнению с ними мы в шоколаде. Другое дело на сколько будет дорожать бензин. Давайте посчитаем: в зависимости от региона мы платим в год транспортный налог при автомобиле с двигателем, мощностью 150-200 л.с. примерно 6 тысяч рублей. Делим их на 12 месяцев, получаем 500 рублей. Если учесть, что среднестатистический автовладелец заправляется раз в неделю, то получается, что в неделю мы платим порядка 120 рублей. Если мы убираем транспортный налог - соразмерно ли этой арифметике поднимется стоимость бензина? Я боюсь, что нет. В данном случае все идет к следующему: в Европе двигатели, объемом в 1,2-1,4 литра с турбинами - распространенное явление. А у нас признак крутости - машина, с объемом 3,5–4 литра, которая «ест» за 100 км 20 и более литров бензина. С точки здравого смысла, это непозволительно. Шесть плюс-минус литр – это средний расход топлива по городу. Вот сколько современная машина должна потреблять бензина, чтобы нам не верещать о том, как дорого стало ездить. Труднее всего придется промышленным предприятиям - то, что касается уборочных, посевных, дальнобойщиков, таксистов, перевозчиков и прочего транспорта, который расходует несоизмеримо больше топлива»,

Дополнил Александр Добин , автожурналист, автоэксперт.

«Цены резко не вырастут»

«Предложения по поводу отмены транспортного налога Государственная Дума последовательно отвергала. Поэтому я ничего не могу по этому поводу сказать - это компетенция депутатов, которые этот вопрос пока не хотят разбирать. Что касается увеличения акцизов, то это приведет к увеличению стоимости бензина. Насколько я знаю, контроль за ценами на бензин на себя возложил лично президент. Летом была дана команда разработать механизм компенсации, чтобы цены резко не возрастали, и такие механизмы были разработаны. И сейчас они должны быть наготове. Резкого подъема цен на бензин наш потребитель не выдержит, это чревато социальными последствиями, а это никому из чиновников не нужно - поэтому я не ожидаю взлета цен»,

Заверил автоэксперт Игорь Моржаретто .

Российский рынок бензина своеобразно устроен, на нем установилась олигополия с элементами монополии, отмечает Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». В цену бензина нефтяники на всякий случай закладывают, кроме акциза, другие растущие налоги, общую неуверенность в экономическом росте и вообще в стабильности экономики.

В России в среднем стоимость бензина марки Аи-92 опустилась на 1 копейку — до 41,54 рубля за литр, Аи-95 — осталась на прежнем уровне в 44,83 рубля за литр, марки Аи-98 — увеличилась на 1 копейку, составив 50,27 рубля за литр.

Конечно, дополнительные объемы могли бы существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что сейчас он премиален, и потенциал для снижения цен имеется»,

Рост цен на дизельное топливо в Новосибирской области возобновился после короткого перерыва. Литр топлива подорожал на полтора рубля за неделю.

Продолжение роста цен на дизельное топливо и бензин зафиксировали в Новосибирскстате. По данным статистиков, в предыдущий отчетный период стоимость литра топлива всех видов осталась прежней – на 12 ноября солярка стоила 47,27 рубля, как и неделей ранее. Однако на 19 ноября прирост дизельного топлива в цене составил 3,1%. Так, средняя цена литра солярки в регионе составила 48,71 рубля – это почти на полтора рубля больше.

Выросла также стоимость бензина марки АИ-98 – на 0,3%. Так, 12 ноября литр этой марки стоил в среднем 47,95 рубля, 19 ноября его стоимость составила 48,09 рубля. Цены на остальные марки бензина, АИ-92 и АИ-95, остаются неизменными – 40,43 рубля и 43,41 рубля соответственно.

«На наблюдаемых АЗС в Новосибирске бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 40,2 до 41,3 рубля за литр, марки АИ-95 – от 43,1 до 44,4 рубля за литр, марки АИ-98 – от 47,6 до 50,5 рубля за литр, дизельное топливо – от 46,8 до 53,5 рубля за литр», – сообщили в Новосибирскстате.

С начала 2018 года в России дизельное топливо подорожало на 14%, а бензин — на 9,3%. Цены резко выросли с апреля по июнь, затем стабилизировалась. Очередной рост начался в октябре.

Договоренности подразумевают не только заморозку розничных цен, но и оптовых. Для каждого региона была установлена стоимость тонны бензина и дизеля, которая считается конкурентной и дает возможность поддерживать доходность розничных независимых от крупных компаний операторов сетей АЗС на приемлемом уровне, позволяющем отпускать товар по фиксированной цене и не терять бизнес.

При этом стоимость бензина марки АИ-92 в большинстве случаев осталось без изменений. Лишь у независимого продавца ООО «Сёркл Кей Россия» цена поднялась на 1 копейку, также у ООО «Витэк» на 36 копеек. За АИ-95 на 16 копеек больше за литр придется заплатить на заправках ООО «Сёркл Кей Россия» и на 24 копейки на АЗС ООО «Витэк».

Розничные цены на дизельное топливо ускорили рост на прошлой неделе. Так, топливо на заправках подорожало на 2,2%, до 46,29 руб. за литр, к чему привел стремительный рост цен на бирже. Как и в конце прошлого года, на подорожание топлива в опте жаловались независимые АЗС, но в этом году ситуация обострилась на фоне заморозки розничных цен у крупных нефтекомпаний. В то же время цены на бензин стабильны уже две недели подряд, что произошло на фоне поручения вице-премьера Дмитрия Козака о внеплановых проверках независимых продавцов, превышающих индикативные цены более чем на 4%.

Росстат указывает, что за неделю, с 12 по 19 ноября, цена на дизтопливо на российских АЗС выросла на 1 рубль. Об этом пишет RT, ссылаясь на сайт ведомства.

Подорожание бензина сегодня 22.11.2018 г. Эксклюзивная информация.

С точки зрения потребителя такой сценарий был бы менее благоприятным, чем при относительно стабильных ценах на топливо независимо от уровня нефтяных котировок, полагает она.

Или еще о том пишут, что мэр Белогорска Мелюков пожаловался в городскую полицию, что его оклеветали: некая белогорчанка нелестно отозвалась о лексиконе главы администрации, мол, назвал жилье «жильем для быдла». И эти, и другие статьи интересны и важны, но самая-самая из них…

Так вот, самая-самая из них - о предложении ЛДПР назвать наш аэропорт в честь экс-губернаторов Кожемяко или Козлова. Аргументы весомые: именно при их правлении область достигла высоких показателей (каких именно, не расшифровывается), а значит, их имена достойны увековечения. Правда, эти экс-губернаторы еще живы, а потому, согласно условиям голосования, не имеют возможности войти в историю с этого входа. Но само по себе предложение, согласитесь, интересное. Оригинальное. Заставляющее думать, что не только Муравьевым-Амурским славна Амурская область.

Отметим также, что рост цен на топливо продолжается, несмотря на договоренность правительства с нефтяными компаниями по заморозке цен на бензин. При этом вице-премьер России Дмитрий Козак заявил 13 ноября в эфире телеканала «Россия-24», что при нынешней конъюнктуре рынка предпосылок для существенного снижения цен на бензин нет.

Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за период с 12 по 18 ноября 2018 года не изменились в процентном соотношении в сравнении с предыдущим отчетным периодом, как и неделей ранее, после повышения на 0,1% пять недель подряд. Такие данные сегодня приводит Федеральная служба государственной статистики.

Как констатирует Росстат, в целом по стране средняя потребительская цена на бензин по состоянию на 19 ноября осталась на уровне 12 ноября в 43,47 рубля (с 6 по 12 ноября средняя розничная цена бензина также не менялась).

И так - повторюсь - целых две страницы. Дочитал текст и досмотрел иллюстрации до самого конца. Еще раз поглядел на заголовок - точно об Украине пишут, не о нас? Успокоился: об Украине. Там же был евромайдан.

За прошлую неделю цены на дизельное топливо продолжили расти, подскочив сразу на 2,2%, до 46,29 руб. за литр, следует из данных Росстата. Предыдущие три недели максимальный рост составлял 0,4%, за год дизтопливо подорожало на 14%. В то же средняя розничная цена на бензин не меняется уже вторую неделю подряд и составляет 43,47 руб. за литр. В частности, литр Аи-92 стоит 41,54 руб., Аи-95 - 44,83 руб. Среди федеральных округов наиболее высокие темпы роста цен на бензин были характерны для Сибирского ФО, где высока доля независимых АЗС, пишет ИКСИ в своем аналитическом материале на основе данных Росстата, наименьшие темпы роста цен на автомобильный бензин сложились в регионах Дальневосточного ФО. В определенной степени это связано с тем, что во многих обследуемых Росстатом дальневосточных городах уровень цен на бензин традиционно превышает средний по стране, говорится в исследовании.

При этом независимые АЗС опасались, что рост биржевых котировок на дизтопливо продолжится, и при вынужденном повышении ценников на заправках будут падать обороты продаж. Сейчас же биржевая стоимость дизтоплива находится на уровне начала октября (56,9 тыс. руб. за тонну). Существенный рост цен на зимнее дизельное топливо традиционен из-за небольшого объема предложения.

Подорожание бензина срочные новости чегодня. .

Российский топливный союз предлагал вице-премьеру Дмитрию Козаку отменить заморозку цен на АЗС, но этого так и не было сделано. В то же время «Роснефть» выступила главным лоббистом увеличения давления на независимые АЗС в условиях заморозки цен в рознице крупными нефтекомпаниями, обвинив независимых продавцов в завышении цен. В итоге контроль был ужесточен: по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака ФНС и ФАС были поручены внеплановые проверки независимых продавцов, которые держат цены выше индикативных более чем на 4%.

В «Российской газете» пишут о том, что тарифы на звонки и интернет могут вырасти на 10-15 процентов. Вообще, ежедневно читая газеты, могу со всей ответственностью сказать, что можно не публиковать отдельные статьи о подорожании электроэнергии, связи, услуг ЖКХ, винно-водочных изделий, колбасы и проч., проч., проч. Надо в какой-нибудь «главной» газете просто однажды раз и навсегда написать: подорожает все. Или еще проще: подорожает жизнь. И на том заняться изучением других проблем. Кстати, о других сейчас и расскажу.

«Амурскую правду» сегодня надо читать прямо построчно, побуквенно, внимательно относясь к каждой публикации - что ни материал, то повод для конспектирования. Вы узнаете, что область объявила войну нелегальным торговцам, подпольным хостелам и китайским туристам, поменявшим посещение многочисленных музеев на незаконные сельхозработы.

Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба, нефтяные компании и независимые НПЗ на встрече в конце октября согласовали меры по стабилизации цен на топливном рынке. Была достигнута договоренность, что цены до конца года останутся на уровне конца мая — начала июня, а затем будут расти в пределах годовой инфляции.

Подорожание бензина в этом году. .