Датчик положения распредвала. Датчик положения распредвала: признаки неисправности и диагностика Распиновка датчика распредвала на ваз 2112

Отечественные автомобили оснащаются всё большим количеством дополнительной электроники, всевозможных приборов. Поломка, даже появление небольших ошибок может привести к тому, что автомобиль, в целом, будет вести себя неправильно.

Это устройство, без которого нормальная работа авто станет невозможной. Основная функция данного регулятора – определение положения, в котором в тот или иной момент времени должен находиться распредвал.

Датчик фаз в автомобиле ещё называют датчиком положения распределительного вала. Фото: lololo.otzari.ru

О принципах работы и функциях

Принцип работы во многом – такой же, как и у датчика Холла. Информация считывается с вала двигателя. Этот процесс организуется при участии шестерёнки, которая снабжается двумя зубцами. Сами зубцы устанавливаются так, чтобы при попадании на регулятор первый поршень сохранял верхнее, либо нижнее положение.

Сигнал, передаваемый датчиком управления, передаётся к главному управляющему блоку. Последний проводит анализ поступивших данных, контролирует и меняет угол зажигания, если такая необходимость появилась. Из основных функций устройства стоит отметить постоянную регулировку угла зажигания при функционирующем двигателе. Благодаря таким решениям двигатели становятся более эффективными.

Проверка и признаки неисправности

Появление проблем можно распознать по следующим признакам:

  • Постоянно горит надпись Check. После этого мотор начинает работать при сохранении аварийного режима. С фазированного впрыска осуществляется переход на систему зажигания. При этом система ориентируется только на данные от датчика. Р0340 – код ошибки, который выскакивает чаще всего при подобных обстоятельствах.
  • Расход топлива увеличивается на 5-10 процентов.
  • Появляются проблемы с динамикой и тягой, перебои в работе самого двигателя.

Информация о проверке

  1. Самый простой вариант – подключение к компьютеру, проверка ошибок ЭБУ. После чего остаётся только расшифровать появившиеся сообщения. Затем принимается решение о подходящем методе устранения неисправности.
  2. Подключаем провода к разъёмам датчика положения распредвала. На следующем этапе подсоединяем мультиметр.
  3. Проверка при выполнении предыдущего условия проводится так: нам понадобится что-то плоское, изготовленное из металла. Эта деталь подносится к наконечнику датчика. Надо посмотреть на прибор, изучить показания, которые меняются.

Можно ли провести замену самому или предпочесть СТО

Первое возможное решение – полная замена датчика.

Но иногда случается так, что замена датчика не решает проблем. Подобное происходит редко. Например, когда сдвигается контролируемая шестерёнка. В данном случае без помощи профессионалов не обойтись. Некорректный монтаж ремешка ГРМ – ещё одна причина серьёзных неисправностей. Стоимость работ у специалистов разная, всё зависит от конкретной проблемы, места проведения ремонта. Но вряд ли это обойдётся дороже, чем в тысячу рублей.

Подробная инструкция по замене

Если двигатель 8-клапанный

  • Сам датчик в этом случае чаще крепится с использованием всего одного болта. Его легко выкрутить, используя гаечный ключ на 10.
  • После выкручивания болта можно произвести полный демонтаж устройства. Необходимо закрыть разъём, где оно было установлено. Это защитит от проникновения внутрь грязи с пылью.
  • Последний этап – проведение диагностики регулятора. Если на поверхности есть следы грязи – от них надо избавиться, насухо протерев поверхность. После этого можно поставить прибор на место, снова запустить мотор.

В случае, если обозначенные меры не помогли, проводят полную замену. Фото: ytclone.com

Об особенностях 16-клапанных двигателей

Процесс снятия и замены в данном случае имеет определённые отличия:

  1. Датчик устанавливается под воздушным коллектором и находится рядом с самим распредвалом. Демонтаж решётки радиатора при подобных обстоятельствах упрощает работу.
  2. Ключ или удлинитель головки тоже станут незаменимыми помощниками. Нужно выкрутить два главных винта, фиксирующих положение установки.
  3. Теперь можно переходить к проверке работоспособности устройства. При необходимости оно чистится. Затем устанавливается на своё место. Если проблема не ушла, то стоит приступить к замене.
  4. Запрещается использовать герметики, осуществляя монтаж нового устройства. Ведь оно всегда функционирует в условиях агрессивной окружающей среды. На ГБЦ при этом постоянно меняется температура. Из-за этого замена при использовании 16-клапанного двигателя происходит медленнее, хотя действия остаются примерно одинаковыми.

Вольтметр – оптимальный прибор, позволяющий справиться с данной задачей. Представляем несколько вариантов решения задачи.

Первый способ

На блоке питания по вольтметру V1 выставляем напряжение, равное 13,5 В (допустимо колебание в 0.5 В). Не менее 0,9 единиц должно составлять напряжение на контакте В датчика. Далее:

  • Специальную пластину подносим к торцу датчика.
  • Должно произойти срабатывание устройства. Это легко определить, посмотрев на часть B. Минимально необходимое значение после этого – 0,4 В.

Напряжение надо измерить повторно, убрав пластину от торца. Оно должно измениться до уровня минимум 0,9 Uпит.

Какие ещё есть решения

Второй способ похож на первый. Только от пластины требуются определённый размеры. Толщина – 0,5 миллиметра, длина – минимум 80 миллиметров, ширина – не менее 20. Пластина помещается в щель корпуса. После чего приступают к тем же измерениям, что и раньше.

Детальная инструкция по замене датчика фаз на автомобилях ВАЗ — здесь:

Итоги

Металлическая пыль, намагниченная на поверхность за время использования, может быть причиной поломок.

Если её удалось обнаружить, то поверхность устройства протирается сухой тряпкой. Если приспособления снова работает, но бортовой компьютер продолжает показывать ошибку – замена неизбежна.

Новый датчик устанавливается так же, только в обратном порядке. В любом случае, даже самостоятельное выполнение работы займёт максимум 10-15 минут. Замена датчика так же предполагает использование простой методики.

Главное – начинать замену датчика фаз с отключения электропитания. Память блока управления сбрасывает при этом всю хранящуюся информацию. Если этого не сделать, то работа устройства продолжится, что приводит к дополнительным ошибкам. Нормальная работа приспособления начинается только спустя несколько запусков двигателя. После установки нового устройства лампа «Чек» гореть не должна. Это значит, что монтаж проведён правильно, без нарушений. И можно продолжать эксплуатировать автомобиль в обычном режиме.

Он не устанавливается в карбюраторных двигателях, на первых экземплярах инжекторных систем их тоже не было. Но его можно встретить практически во всех двигателях с 16 клапанами. Восьмиклапанные моторы оборудуются такими устройствами только лишь в том случае, если они соответствуют нормам токсичности Евро-3, имеют фазированный или последовательно распределенный впрыск топливной смеси. Массовое внедрение этих приборов началось примерно в 2004 году на двигатели производства ВАЗ.

Для чего нужен датчик?

При помощи датчика фаз на "Калине" получается определить цикл работы двигателя и сформировать определенный сигнал. Этот прибор является интегральным элементом, другими словами, в нём имеется чувствительный компонент и преобразователь сигнала. Рабочая часть датчика функционирует на эффекте Холла. Она реагирует на изменение магнитного поля. Во вторичной цепи имеется мостовая схема, а также специальный операционный усилитель и транзисторный каскад. А последний выполняется по схеме с открытым коллектором.

При помощи датчика фаз (ВАЗ-2114 или на любой другой модели) выбирается момент впрыска топлива только в первый цилиндр, а исходя из этого и во все остальные. Распределительный вал позволяет определить, какой клапан находится в открытом положении и какая фаза работы протекает. При неисправностях датчика загорается ошибка на бортовом компьютере, и функционирование двигателя переходит в аварийный режим. Работа осуществляется только лишь по сигналу, который поступает с

Особенности фазированного впрыска

Датчик фаз на двигателях "Калины" и "Приоры" находится в верхней части. Это рядом с корпусом воздушного фильтра. Для работы фазированного впрыска характерны следующие особенности: от датчика фаз поступает импульс на электронную систему управления двигателем. Последняя проводит управление топливоподачей, в результате чего открывается форсунка, и в камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь непосредственно перед тем, как начнет открываться впускной клапан. Как только клапан открывается, происходит засасывание воздуха, и топливная смесь поступает в камеру сгорания.

Как понять, что датчик неисправен?

Следующие симптомы помогут выявить неисправности прибора:

  1. При попытке запустить двигатель происходит вращение стартера на протяжении 3-4 секунд. Только после этого заводится двигатель, но загорается ошибка. Суть в том, что при попытке запустить двигатель происходит опрос датчика, но электронный блок управления не получает сигнал и переключается в работу, используя только данные, полученные от считывающего устройства в коленчатом валу.
  2. Ухудшается динамика автомобиля. Обязательно проведите диагностику, так как неисправность может быть заключёна и в датчике массового расхода воздуха.
  3. Происходят сбои при самодиагностике системы управления.

Конструкция прибора

Датчик фаз "Приоры" и любого другого автомобиля - это интегральный механизм, в функции которого входит получение всевозможной информации о цикле работы двигателя, а также передача сигнала на электронный блок управления при помощи специальных импульсов. Конструкция датчика состоит из 2 частей.

Это чувствительный элемент, работающий на эффекте Холла, и небольшой преобразователь. Чувствительный элемент реагирует на изменение магнитного поля. Располагается датчик с торца блока цилиндров, недалеко от воздушного фильтра. На распределительном валу имеется металлический диск, который необходим для правильного функционирования датчика.

Ошибки датчика

В случае, если появились симптомы неисправности датчика фаз, загорелся значок ошибки двигателя, желательно произвести диагностику системы управления. Если имеется бортовой компьютер, то на нём вы сможете увидеть ошибки с номерами 0343 или 0340. Но не спешите сразу же менять прибор, вполне возможно, что имеется повреждение в проводах, которыми он подключён к ЭБУ. Очень часто датчик просто загрязняется, что приводит к невозможности считывания информации. Но в том случае, если после проверки датчика обнаружилась неисправность, необходимо приобрести новый и установить. Стоимость прибора не более 600 руб.

Как проверить датчики на 16-клапанных двигателях?

Процедура проведения диагностики на 16- и 8-клапанных двигателях примерно одинаковая.

Для того чтобы проверить исправность, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения напряжения. Порог можно выставить на уровне 20 В.
  2. К контакту "Е" необходимо подключить источник постоянного напряжения 13,5 Вольт.
  3. При этом на выводе "В" должно быть напряжение 0,4 Вольт.
  4. Поднесите к активной части датчика фаз металлический предмет, например, отвертку. Если устройство рабочее, то напряжение на выходе "В" поднимется до 0,9 Вольт.
  5. Если убрать металлический предмет от активного элемента, то напряжение на выводе "В" вернется в изначальное положение.

Диагностика на восьмиклапанном двигателе

Обратите внимание на то, что датчики для 8- и 16-клапанных двигателей не взаимозаменяемы. Поэтому при покупке обращайте внимание на этот нюанс. Для проведения диагностики датчиков фаз необходимо выполнить такие манипуляции:

  1. К контакту "Е" подключаете источник постоянного напряжения 13,5 Вольт.
  2. На выводе "В" должно быть напряжение 0,9 В.
  3. После поднесения к активной части прибора металлического предмета произойдет уменьшение напряжения до 0,4 В.
  4. Если убрать металлический прибор, то напряжение вернется к значению 0,9 В.

Замена прибора

В том случае, если произошла поломка прибора, ремонтировать его нет смысла. Намного проще провести замену датчика фаз, благо на это вы потратите несколько минут. Для проведения ремонта вам необходима головка на 10 и трещотка. Процедура выглядит следующим образом:

  1. Отключаете от аккумулятора минусовую клемму.
  2. Выкручиваете болт фиксации датчика на блоке двигателя и отключаете колодку, при помощи которой он подключен к электрике.
  3. Очистите все контакты на колодке и установите новый датчик.

Если проводка полностью исправна и не возникло никаких проблем при установке, на бортовом компьютере пропадают все ошибки. Работа двигателя перейдет в режим фазированного впрыска.

Датчик фаз Лада Приора или положения распределительного вала это устройство, которое применяется в автомобиле для определения начального цикла работы двигателя и формирования импульсного сигнала.

При помощи воздействия магнитного поля, чувствительная часть устройства реагирует на вращение распредвала в автомобиле и передает сигналы в электронную систему управления двигателем. Работа датчика непосредственно сказывается на системе впрыска топлива.
При неисправности датчика фаз приора, ЭБУ не получает от него сигнала и перестраивает работу впрыска в попарно параллельный режим. В итоге вы теряете все преимущества системы фазированного впрыска топлива, что прямым образом влияет на увеличение расхода топлива, некорректную работу двигателя и потерю его мощности.

Где находится датчик фаз Приора

Местонахождение, а также тип крепления датчика зависит от вида двигателя.
Так, на 8 клапанном двигателе Лады Приоры, устройство располагается со стороны коробки передач, в торцевой части головки блока цилиндров.

В 16-клапанных приоровских двигателях, наоборот, датчик установлен там, где располагаются шестерни валов. Устройство крепится к головке блока при помощи двух болтов. Такое место расположения датчика фаз на приоре порождает множество проблем при его замене в дальнейшем.

Как проверить датчик фаз Приоры

Для того, чтобы выявить неисправности в работе устройства, необходимо обратить внимание на следующие признаки:

  • появление индикатора «Чек Энджин» на панели приборов;
  • выявление кодов ошибки 0343, 0340 при подключении бортового компьютера или диагностического прибора;
  • заметное увеличение расхода топлива;
  • регулярная, нестабильная работа двигателя;
  • общее ухудшение динамики автомобиля (уменьшение мощности двигателя).

Теперь о способах диагностики.

Для 16 клапанного двигателя проверка производится при помощи обычного мультиметра. Для этого понадобится:


Теперь поговорим о том, как демонтировать само устройство для определения положения распределительного вала.

В связи с тем, что деталь располагается в труднодоступном месте, существуют определенные неудобства при его демонтаже. Мы рассмотрим самый быстрый способ замены.
Итак, приступим:


Как не ошибиться с выбором

Для того чтобы приобрести датчик фаз приора и не нарваться на поддельную деталь, требуется знать элементарные способы его проверки. Один из методов мы и рассмотрим.
Предположим, вы пришли в магазин автозапчастей и выбрали изделие, которое визуально внушает вам доверие. Возьмите и извлеките устройство из упаковки, достаньте обычный автомобильный ключ (предварительно извлеченный из общей связки) от замка зажигания вашей Приоры и прислоните его к измерительной части самого устройства (там, где имеется техническая прорезь). В результате он должен примагнититься к датчику и уверенно удерживаться на нем.
Вот такой простой, но действенный способ предварительной проверки.

«Важно: Помните, что конструкция датчика фаз приора 16 клапанов отличается от восьми клапанной модели».

Датчик фаз импульсно замыкает цепь на массу при прохождении вблизи его торца штифта распределительного вала

Выключаем зажигание и отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика

Маркировка проводов «А», «В», «С» нанесена на корпусе штекера.

Для проверки цепи питания датчика подсоединяем тестер к выводу «А» и «В».

При включении зажигания и в течение 10 секунд после его выключения напряжение должно быть равным напряжению бортовой сети.

Если нет, то проверяем исправность цепей, скорее всего обрыв или замыкание на массу между выводом «В» штекера жгута проводов и контактом №45 контроллера, а также между выводом «А» штекера и точкой заземления.

При исправности цепей и отсутствии напряжения – неисправен контроллер.

Подсоединяем щупы тестера к выводам «С» и «А» колодки жгута проводов.

При включенном зажигании (и при отсутствии сигнала датчика фаз) контроллер через свой внутренний резистор должен выдавать напряжение бортовой сети на вывод «С» колодки жгута проводов.

В противном случае проверяем исправность цепи (обрыв и замыкание на «массу») между выводом «79» контроллера и выводом «С» колодки жгута проводов.

Для проверки датчика фаз демонтируем его и подсоединяем к датчику колодку жгута проводов.

Со стороны входа проводов в колодку вставляем в ее гнезда, соответствующие выводам «А» и «С», два отрезка проволоки, так чтобы появился контакт между ними и наконечниками проводов.

Подсоединяем щупы тестера к отрезкам проволоки. Включив зажигание, подносим несколько раз к торцу датчика стальной стержень.

При этом у исправного датчика прибор должен зафиксировать скачкообразно меняющиеся значения напряжений.

Все 16-клапанные двигатели на хэтчбеках 2112 снабжались одним и тем же датчиком, считывающим угол поворота распредвала. Речь идёт о впускном распредвале, а датчик закреплён возле шкива этого вала. Он называется датчиком фаз. Принцип работы основан на эффекте Холла, то есть к датчику нужно подводить напряжение. На автомобиле ВАЗ-2112 проверить датчик фаз можно только после демонтажа. А ещё надо будет проконтролировать, подаётся ли питающее напряжение. При необходимости выполняют замену – нужна деталь с артикулом 2112-3706040.

Демонтаж датчика в три шага

Чтобы снять датчик фаз, сначала выключают зажигание. Разъём датчика легко отсоединяется – его удерживает пластиковый язычок.

Местоположение и крепёж датчика

Когда разъём отключён, торцовым ключом «на 10» откручивают два болта, удерживающих датчик на месте (см. фото). Затем корпус датчика вынимают из-под кожуха, прижимая его к ГБЦ.

При монтаже усилие затяжки крепежа должно составлять 8-10 Н*м.

Здесь у нас показано, как снимается датчик на двигателе 21120 (16v 1,5). Для мотора ВАЗ-21124 все шаги будут такими же. Если смотреть на разъём автомобиля, можно видеть три клеммы. Их назначение поясняет чертёж.

Это – корпус датчика, а не клеммник автомобиля

Появляется желание померить напряжение между двумя выводами справа. Если не включать зажигание, вольтметр покажет «0».

Когда зажигание включено, соедините щуп «минус» с минусовой клеммой АКБ. Измерьте напряжение отдельно на правом и на среднем контакте – должно получиться «0» и «+12».

Самодельный стенд для проверки

Дальше приводится схема, собрав которую, можно будет проводить тестирование. Кажется, что датчик можно было оставить на двигателе. Но важна не только электрическая часть, но и возможность убирать и подносить стальную пластину.

Стенд для проверки

Итак, взяв аккумулятор E (12 Вольт) и два вольтметра, собираем схему. Дальше проводим тест:

  1. На «свободном датчике» вольтметр V1 покажет напряжение 0,4 В (или меньше);
  2. Если в прорезь установить пластину от трансформатора, напряжение изменится до 10,8-11,5 В.

Размеры пластины: 20x80x0,5 мм или больше. Если на «шаге 1» напряжение было выше указанного, датчик неисправен. На «шаге 2», наоборот, значение должно превышать V2*0,89.

Схему стенда мы не придумали, а взяли из информационного письма. На разных моторах ВАЗ-2112 датчик фаз проверяют по-разному (см. фото).

Скриншот документа ВАЗ «65-2003-И»

Для тех, кто понял не всё

Прямоугольник, показанный на схеме – это резистор. Сопротивление равно 680 Ом, мощность – любая. Источником питания может быть не только АКБ, но и 12-вольтовый адаптер.

В качестве элемента E может выступать ЛАТР с выпрямителем. Тогда, во-первых, старайтесь не превышать напряжение, а во-вторых, подключайте массу (вывод 1) к «земляному» отводу ЛАТРа.

Артикулы

Вместо цифр 2112-3706040 встречается артикул 21120-3706040. Оба обозначения – правильные. Можно встретить и артикул с цифрами -00, -01, -02… Так обозначается завод-изготовитель: 01 и 03 – «СОАТЭ», 00 – «Автоэлектроника» и т.д.

Детали с артикулом 2112-3706040-04

Недавно был начат выпуск датчиков с гибким отводом. Длина проводов – 15 см. Пока что в рознице ничего подобного нет. Но артикулы остались прежними – 2112-3706040-XX.

Симптомы неисправности датчика фаз

Когда датчик фаз неисправен, можно наблюдать следующее:

  • Включается лампа CHECK;
  • (0343, 0346);
  • Стартер крутит дольше обычного на 1-2 секунды;
  • При нажатии на «газ» разгон начинается не сразу: 1 или 2 дёрганья, затем – разгон.

Кстати сказать, исправный датчик может отключаться . Так бывает, когда ремень ГРМ неправильно одет или повреждён. Делайте выводы.

Видео с лекцией о датчиках Холла