Как строить временные автомобильные дороги. Строительство временных дорог. Схемы движения средств транспорта и механизмов

Схемы движения средств транспорта и механизмов.

Для выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ, передвижения строительных машин, выполняющих различные строительные процессы, проектируют схемы их движения и временные дороги.

Различают временные автотранспортные дороги и дороги для самоходных строительных кранов. В отдельных случаях их назначение совпадает.

Основная схема временных дорог на строительной площадке, создаваемой в подготовительный период, сохраняется до конца завершающего цикла основного периода, когда появляются новые дороги, выполненные по постоянной схеме проекта здания.

На определенных этапах работ могут устраиваться отдельные ответвления для подъезда к новым площадкам – складским, установленного оборудования, к подъемникам и т.д.

Изменения находят отражение на стройгенплане или тех. картах(схемах)

производства отдельных видов работ.

Въезды – выезды на строительную площадку от магистральных дорог предусматривают по схеме постоянных дорог.

Дороги по схеме временных дорог строят за счет себестоимости строительно-монтажных работ (в ущерб себестоимости), поэтому их протяженность, расположение, ширина, конструкция, применяемые материалы, возможность повторного использования является важнейшими составляющими при определении минимальных затрат.

Характер расположения временных дорог определяется планировочными и конструктивными решениями зданий. См рек. 8.17

При строительстве одноэтажных зданий временные дороги устраивают с одной стороны здания, с двух сторон и вокруг здания

При ширине возводимого здания до 18 м, дорогу целесообразно предусматривать с одной стороны, следовательно, она может быть тупиковой.

Здесь предусматривается разворотная площадка не менее 12×12 м. или петля.

При большей стороне здания (более 100 м) строят кольцевые дороги, а расположение с двух сторон - при промежуточных значениях ширины здания.

При строительстве промышленных зданий, кроме общеплощадочных дорог, устраивают дороги вдоль пролетов внутри здания

Ширина дорог зависит от интенсивности грузопотоков, направлений движения (количества полос)

Одностороннее – 3,5 м

Двухстороннее – 6 м

Они могут иметь уширения не менее 3 м для разъезда и разгрузки материалов и конструкций. Длина таких участков от 15 до 45 м

Радиусы закругления временных дорог принимаются для транспортных средств без прицепов – 9 м, с прицепами – от 12 до 18м.

Для перевозки некоторых башенных кранов радиусы поворота этих дорог могут иметь еще большую величину.

Расстояние от дороги до забора или складов принимается не менее 1,5 м.



Разгрузочные площадки для автотранспорта располагают в зоне, обслуживаемой краном.

Временные внутриплощадочные дороги могут быть грунтовыми, щебе­ночными или из сборных железобетонных плит (сплошные или колейные). Выбор типа зависит от характеристики грунта на стройплощадке. Грунто­вые дороги выполняются при плотных грунтах и, в случае необходимости, уплотняются щебнем. На более слабых грунтах устраиваются дороги из щебня, на слабонесущих грунтах из сборных железобетонных плит. Дороги колейного типа выполняются с шириной колеи не менее 0,6 м

Рассмотрим временные дороги для автотранспорта из железобетонных плит

Тупиковая дорога с разворотной площадкой

Уширение дороги для стоянки автотранспорта

Схемы поворота из плит 6× 1,75 м и 3× 1,75

Рисунок - Виды временных дорог:

А - грунтовая, Б - щебеночная, В - сплошная из железобетонных плит, Г - колейная из сборных железобетонных плит, 1 - щебень, 2 - сборные железобетонные плиты

В целях снижения затрат на временные сооружения, при разработке стройгенплана, по возможности следует располагать временные грунтовые и щебеночные дороги в местах запроектированных постоянных дорог.

Исходными данными для проектирования временных дорог под самоходные

стреловые краны являются:

· Схема движения крана

· Тип крана

· Нагрузки, создаваемые краном

· Технические (лабораторные) заключения о грунтах под дорогой

· Технические характеристики сборных железобетонных плит или других изделий(материалов), которые используются в качестве основания дорог

· Период года

· Продолжительность эксплуатации

Конструкцию временных дорог для строительных кранов определяют расчетом несущей способности грунтов. Для кранов автомобильных, пневмоколесных и на спец. шасси определяют величину напряжения в грунте под выносной опорой крана, которую сравнивают с допускаемой для грунта данной дороги.

При грузоподъемности самоходных стреловых кранов 50 т и более необходима проверка расчетом не только несущей способности грунтов, но и расчет сборных железобетонных плит на изгиб, т.к. нагрузка на каждую опору может превышать 800 кН.

Для проверки несущей способности грунта под гусеницами крана принимают расчетную схему, когда монтаж производится при стреле, расположенной поперек гусениц крана.

На стройгенплане наносится –

· Схема дорог с указанием размеров, радиусов поворота, направления движения, въезда-выезда, типа покрытия, мест очистки и мойки колес, места установки схемы движения транспорта.

Дороги, на строительной площадке требуют ежедневной чистки, а автотранспорт перед каждым выездом на постоянные дороги- не только чистки, но и мойки.

Правилами охраны природной среды после мойки грязная вода перед тем, как будет спущена в водостоки, д.б. очищена.

Для решения указанных задач у выезда со стройплощадки автомобильный транспорт проходит мойку на специально построенных площадках с устройством очистных сооружений.

Очистные сооружения для мойки машин применяют двух типов – подземные – из железобетона

И надземные – металлические

Стенд со схемой движения транспорта размещают у входа на строительную площадку. На щите показан план строительной площадки с

Нанесенными строящимися зданиями, открытыми и закрытыми складами, временными и постоянными дорогами, направлениями движения транспорта, пожарными гидрантами и др.

Действующие и временные

подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации

Действующие инженерные сети выявляют на генплагне и геоподснове строительной площадки. Их рассматривают в двух аспектах:

перекладываемые и остающиеся на строительной площадке на весь основной период возведения здания или до окончания строительства инженерных сооружений их замещающих, после чего их разбирают.

Перекладка постоянных инженерных сетей производится в подготовительный период, поэтому их показывают только на стройгенплане подготовительного периода.

Так как действующие подземные коммуникации оказывают влияние на принятие определенных решений при проектировании технологии производства работ необходим их учет при составлении-

· Схем проектирования автотранспортных дорог

· Проектировании рельсовых путей

· Дорог для самоходных стреловых кранов и т.д

Работа грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП

Большое ограничение оказывают воздушные линии электропередач, которые вводят жесткие ограничения в технологию производства работ за счет образования зон постоянно действующих опасных производственных факторов. Размеры этих зон зависят от напряжения в линии электропередач и составляют от 1,5 – 9 м в каждую сторону от проводов

7.1. Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 вольт следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска (приложение 2) на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допусков (приложение 3) на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачи, выданного крановщику (оператору, машинисту). При установке грузоподъемных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

7.2. Охранная зона вдоль воздушной линии электропередачи согласно ГОСТ 12.1.051-90 устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в таблице 4 и представленном на рисунке 28.

Таблица 4 - Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи

Расстояние, м
минимальное
До 1 1,5 1,5
Свыше 1 до 20 2,0 2,0
Свыше 20 до 35 2,0 2,0
Свыше 35 до 110 3,0 4,0
Свыше 110 до 220 4,0 5,0
Свыше 220 до 400 5,0 7,0
Свыше 400 до 750 9,0 10,0
Свыше 750 до 1150 10,0 11,0

Участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается работа грузоподъемных машин, но допускается передвижение крана поперек ЛЭП.

Участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается во всех случаях работа грузоподъемных машин, нахождение людей и конструкций крана при передвижении без отключения напряжения.

Граница охранной зоны ЛЭП (см. таблицу 4);

Граница опасной зоны ЛЭП (см. таблицу 5).

Рисунок 28 - Работа грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП

Таблица 5 - Границы опасных зон

Напряжение, кВ Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м
До 1 На ВЛ 0,6 1,0
В остальных электроустановках Не нормируется (без прикосновения) 1,0
1-35 0,6 1,0
60, 110 1,0 1,5
1,5 2,0
2,0 2,5
2,5 3,5
400, 500 3,5 4,5
5,0 6,0
800 (постоянный ток) 3,5 4,5
8,0 10,0

7.3. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.

7.4. Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи, в которой действует опасность поражения электрическим током, является пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов, находящихся под напряжением, на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливается СНиП 12-03-2001 (приложение 4) в размерах, указанных в таблице 5.

7.5. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 6.

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.

Таблица 6 - Допустимые расстояния при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением

Напряжение воздушной линии, кВ Расстояние, м
минимальное минимально измеряемое техническими средствами
До 1 1,5 1,5
Свыше 1 до 20 2,0 2,0
Свыше 20 до 35 2,0 2,0
Свыше 35 до 110 3,0 4,0
Свыше 110 до 220 4,0 5,0
Свыше 220 до 400 5,0 7,0
Свыше 400 до 750 9,0 10,0
Свыше 750 до 1150 10,0 11,0

7.6. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме приложения 2.

Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.

7.7. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

7.8. Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии менее 30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, производится по нарядам-допускам согласно приложению В, выдаваемым крановщику (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.

7.9. Условия работы грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов разрабатываются в ППР. Заявка на работу крана в охранной зоне ЛЭП подается не менее чем за 12 суток до начала работы владельцу ЛЭП.

Установка кранов, перемещающихся по рельсовым путям, в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ хранится вместе с проектом производства работ.

7.10. Работа стреловых кранов и кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме и перемещении стрелы.

7.11. Работа грузоподъемных машин вблизи линий электропередач производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, которое указывает крановщику (оператору, машинисту) место установки грузоподъемной машины и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работ: "Установку крана (крана-манипулятора, подъемника) в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю" и поставить свою подпись и дату.*

По границам опасной зоны д.б установлены предохранительные ограждения.

Временные сети и коммуникации на различных этапах возведения здания могут меняться. Однако, вводы, выпуски, главные линии являются постоянными.

При проектировании временных сетей необходим расчет их мощности по максимальному расходу. При этом подсоединение временных сетей к постоянным осуществляется с учетом отпущенных мощностей для стройки и мест расположения точек врезки.

На стройгенплане наносят:

· Постоянные и временные сети

· Линии электропередач и опасные зоны от их воздействия

· Временные инженерные сооружения.

Размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, площадок складирования и укрупнительной сборки конструкций

Размещение постоянных и строящихся зданий и сооружений на стройгенплане производится по данным генплана объекта с предварительным уточнением ситуации на месте будущей строительной площадки. Временные здания и сооружения подбираются по результатам расчета.

Территорию в пределах границ участка, отведенного для строительства делят на несколько зон:

· Зона производства основных видов строительных работ

· Зона выполнения вспомогательных процессов (погрузо-разгрузочные работы, сборочные работы, приготовление бетона и т.д.

· Площадки для хранения изделий и материалов, укрупнительной сборки

· Зона размещения административных и санитарно-бытовых помещений

При проектировании мест расположения площадок и помещений складирования материалов и конструкций, укрупнительной сборки конструкций необходимо учитывать:

Закрытые временные здания (склады, мастерские) размещают вне границ опасных зон и должны иметь автотранспортные подъезды

Открытые площадки складирования изделий и материалов проектируют в зонах действия кранов, вне зон с постоянно действующими опасными производственными факторами, опасной зоны отлета предметов при падении со здания.

При этом необходимо учитывать технические характеристики грузоподъемных кранов с точки зрения возможности подъема (разгрузки) изделий при максимальном удалении на площадке

Площадки для укрупнительной сборки конструкций располагают вне зоны действия основного монтажного крана.

Площадки для монтажа башенных кранов должны иметь минимальные размеры, определяемые расчетным путем, исходя из технических характеристик.

Технологическая схема разгрузки ж\б элементов самоходным стреловым краном и условия их складирования

1-кран; 2-автотранспорт; 3-пирамиды для стеновых панелей; 4-место складирования плит, перекрытия; 5 - временная дорога; 6 - уширение дороги

На схеме: зона расположения крана размещается на специальной площадке, прилегающей к временной дороге, что позволяет расположить транспортное средство и обеспечить требуемый вылет стрелы.

Складирование конструкций должно осуществляться в зоне действия башенного крана, причем более массивные конструкции располагаются ближе к оси крана.

Складская зона снабжается проходами в продольном и поперечном направлениях.

Площадки складирования должны иметь твердое покрытие, минимальные уклоны (для стока воды), быть незатопляемыми, для чего по периметру устраивают кюветы. Они выполняются из сборных железобетонных плит на прослойке из песка или имеют песчано-гравийное основание.

Строящееся здание показывают в виде его контура с главными осями и осями, определяющими его конфигурацию и необходимыми размерами между ними

Постоянные и временные здания изображают в виде их контуров.

Площадки дополнительно имеют надписи по назначению и габаритные размеры.

На стройгенплане показывают схемы движения рабочих в виде пешеходных зон:

Вход на строительную площадку (проходная)

В санитарно-бытовой городок (гардеробные)

На рабочие места

В складские помещения и т. д.

Для подъема людей на этажи используют лестничные клетки, возведение которых не должно отставать от возведения других конструкций этажа (яруса) здания.

При высоте более 25 м для подъема рабочих применяют грузопассажирские подъемники (из расчета один на одну – две секции дома)

Пешеходные дорожки выполняются из гравийно-песчаной смеси или сборных железобетонных плит. При уклонах более 20° пешеходные дорожки оборудуют трапами или лестницами с ограждениями

Обеспечение чистоты на рабочих местах и проходах является непременным условием культуры производства и производительности труда рабочих.

Строительный мусор удаляют двумя способами:

· По закрытым желобам опускается в мусорасборники, под которые через определенное время подается автотранспорт и мусор вывозится

· Кранами (подъемниками) собранный в контейнеры мусор с этажей опускается на специально отведенные места

В санитарно бытовой зоне предусматривают места для установки контейнеров с целью сбора бытовых отходов.

На стройгенплане показывают места установки мусорасборников и контейнеров с указанием их габаритов и привязки.

Размещение источников и средств энергоснабжения и освещения строительной площадки, расположение заземляющих контуров указываются на стройгенплане в виде схем (согласно расчету)

Минимальный объем временного электроснабжения строительства здания принимается согласно расчету потребной электрической мощности

и определению типа трансформатора, пусковых аппаратов, сечений, длин и марок проводов, расстановка электрооборудования на стройгенплане

В целях электробезопасности работающих все металлические части электрооборудования необходимо заземлять (баш. краны, подъемники, распределительные устройства и тд.)

Заземляющие устройства чаще всего выполняют по контурам. На стройгенплане показывают контуры, заземляющие стержни, их размеры, расстояние между ними, соединительные проводники, перемычки между рельсами крановых путей и т. д

Для обеспечения точности геометрических параметров возводимых зданий на строительной площадке создается геодезическая разбивочная основа в виде разбивочной сети с выносом по контуру главных осей здания.

При возведении группы зданий показывают места расположения знаков плановой и высотной разбивочной основы.

При строительстве отдельных зданий на стройгенплане показывают только знаки закрепления главных осей здания – не менее 4-х на каждую ось. Знаки высотной разбивочной основы совмещают с плановой основой и располагают на расстоянии не менее 1,5Н (высоты) здания.

4.10. Осевые знаки, как правило, следует показывать на расстоянии 15 – 30 м от контура здания.

Наименьшее расстояние допускается 3 м от бровки котлована, границы призмы обрушения грунта; наибольшее – полуторная высота здания, сооружения, но не более 50 м.

Расстояние между осевыми знаками, закрепляющими промежуточные поперечные оси, может достигать 50 – 100 м.

При закреплении разбивочных осей тоннелей, эстакад, подпорных стен, имеющих значительную длину, на продольных осях следует показывать промежуточные знаки также через 50 – 100 м.

Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на рисунке 27. На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы в стесненных условиях.

1 - граница зоны обслуживания краном; 2 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 - линия ограничения зоны обслуживания краном; 4 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 5 - граница опасной зоны от строящегося здания; 6 - площадка для приема раствора и бетонной смеси; 7 - место нахождения контрольного груза; 8 - место для хранения съемных грузозахватных приспособлений и тары; 9 - место сбора строительных отходов; 10 - место стоянки транспорта под разгрузкой; 11 - площадка для кантовки колонн; 12 - стенд со схемами строповок и таблицей масс грузов; 13 - шкаф электропитания крана; 14 - заземление рельсовых крановых путей; 15 - соединительные проводники; 16 - пешеходные дорожки; 17 - въезд на стройплощадку; 18 - выезд со стройплощадки; 19 - направление движения транспорта; 20 - временная дорога; 21 - площадка складирования материалов и конструкций; 22 - ограждение рельсовых крановых путей; 23 - временная деревянная ограда; 24 - временное штакетное ограждение; 25 - знак N 2 ограничения зоны обслуживания краном; 26 - знак, предупреждающий о работе крана; 27 - пункт мойки колес автотранспорта.) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 12.

1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций*; 4 - граница зоны обслуживания краном; 5 - башенный кран; 6 - санитарно-бытовые помещения.

________________

* - граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4 настоящих "Указаний...".

Условные обозначения, используемые на рисунках, представлены в приложении Ж.

Рисунок 12 - Границы зон при работе башенных кранов

5.3. Границы зон обслуживания стреловых кранов и кранов-манипуляторов определяются максимальным вылетом () согласно рисунку 13.

1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций на одной стоянке*; 4 - то же, с учетом всех стоянок; 5 - граница зоны обслуживания краном; 6 - стреловой кран.

________________

* - граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4. настоящих "Указаний...".

Рисунок 13 - Границы зон при работе стрелового крана (крана-манипулятора)

Электроснабжение стройплощадки и наружное освещение

Энергоснабжение стройплощадки осуществляется в соответствии с про­ектом организации строительства от источника, указанного в согласовании на разработку проектной документации. Как правило, таковым является наиболее близко расположенная трансформаторная подстанция. При необ­ходимости, из-за недостатка мощности, предусматривается реконструкция подстанции.

Все работы, связанные с обеспечением строящегося объекта электро­энергией, выполняются в подготовительный период. На строительной пло­щадке устанавливается распределительный щит в точке обозначенной на стройгенплане.

Освещение стройплощадки осуществляется от установленного рас­пределительного щита. В качестве светильников используются лампы на­ружного освещения или Инжектора, устанавливаемые в местах, исключаю­щих их повреждение при производстве строительно-монтажных работ.

Освещенность стройплощадки должна соответствовать утвержденным нормативам.

Временное водоснабжение и водоотведение

Временное водоснабжение осуществляется от предусмотренного про­ектом организации строительства источника, согласованного на стадии проектирования с владельцем существующей водопроводной сети. Врезка временного водопровода выполняется в трубу, проходящую внутри колодца с установкой отсекающей задвижки и прибора учета расхода воды -водомера.

В случае, когда существующий трубопровод не обеспечивает допол­нительный расход, необходима замена труб на больший диаметр.

При значительном удалении строящегося объекта от существующей сети водоснабжения может быть использована, на период производства работ, вода из пробуренной скважины. В исключительных случаях, при небольших объемах работ, допускается использование привозной воды.

Водоотведение, необходимое при эксплуатации бытовых помещений, может быть выполнено в существующую канализацию, проходящую вбли­зи строительной площадки.При отсутствии таковой слив может быть организован в выгребную яму.

В настоящее время широко используются биотуалеты, количество ко­торых на площадке определяется в зависимости от максимального количе­ства работающих в смену.

Технологические карты на выполнение отдельных видов работ

Тех карта является составной частью организационно-технологической документации производства работ по возведению зданий и должны составлять самостоятельный раздел проекта производства.

Основные разделы

1. Область применения (описание методов производства)

2. Материальные и технические ресурсы:

Потребность в материальных ресурсах

Потребность в технических ресурсах

Выбор монтажного крана по техническим и экономическим показателям

3 Почасовой (или посменный) график монтажа типовых ячеек

4 Калькуляция затрат труда и машинного времени

5 Технология и организация выполнения комплексного процесса монтажа

6 Требования к качеству. Пооперационный контроль качества работ

7 Техника безопасности

8 Технико-экономические показатели по технологической карте

Технологические карты разрабатываются по видам работ на строительные процессы, в результате которых создаются законченные конструктивные элементы, а также части зданий и т.д.

Проектирование временных дорог на стройгенплане

На строительных площадках в качестве временных дорог используют автомобильные и желœезные дороги нормальной и узкой колеи. Строительство временных желœезных дорог выполняют специализированные организации, строительство автомобильных дорог ведут, как правило, общестроительные организации.

При трассировке дорог следует обеспечить подъезд транспорта в зону действия кранов, подъемников, к складам, площадкам укрупнительной сборки, мастерским, механизированным установкам и т.д. Необходимо максимально использовать существующие и проектируемые дороги.

Проектировать временные автодороги следует в соответствии со СНиП 12-03-2001. К основным параметрам временных автодорог относятся: число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закруглений, расчетная видимость, наибольший продольный уклон. Все эти параметры определяют в соответствии с требованиями СНиП.

Зоны дороги, находящиеся в пределах зоны монтажа или перемещения груза, являются опасными. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой, а в процессе строительства принимают меры по обеспечению безопасности людей и транспорта͵ находящихся в пределах опасных зон. К дополнительным условиям, обеспечивающим безопасность движения на стройплощадке, относятся ограничение скорости, запрещение въезда и другие условия, регламентируемые правилами дорожного движения и согласованные с ГИБДД и МВД.

При определœении конструкции покрытия временных автодорог и расхода материально-технических ресурсов для их устройства крайне важно руководствоваться указаниями СНиП.

Автодорога строительства включают в себя подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дорога – временными. Эти проезды прокладывают до начала возведения базовых объектов.

Дороги на строительных площадках бывают тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть устроены разворотные площадки, а в средней части при крайне важно сти – разъезды. Исходя из нормативных габаритных размеров автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м) ширину проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении принимают не менее 3,5 м, а при двух полосном движении – 6,0 м. В случае если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки транспорта должны быть предусмотрены уширения, составляющие с общей шириной дороги не менее 6 м.

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25... 30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м.

Радиус закругления дорог диктуется возможностью маневрирования отдельных машин и автопоездов. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в данном месте увеличивают ширину проезжей части – при ширинœе дороги 3,5 м на закруглении она составит 5 м, наибольший уклон – 0,08.

Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинœейных – односкатный.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев – подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, желœезобетонное) и покрытия. Важно заметить, что для сокращения расходов на строительной площадке целœесообразно устраивать будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из желœезобетонных дорожных плит. Основное покрытие в данном случае следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

В качестве желœезобетонных дорожных плит применяют плиты; прямоугольной и клиновидной форм. Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2,5...3,0 м, шириной 1,0... 1,5 м, толщиной 0,14...0,22 м и массой 0,63... 1,8 т) просты в устройстве, пригодны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде.

Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в условиях типичной для строек интенсивности движения обычно окупаются за 1,5...2,0 года. Сборно-разборные плиты являются собственностью строительной организации и бывают многократно ею использованы.

Проектирование временных дорог на стройгенплане - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проектирование временных дорог на стройгенплане" 2017, 2018.

→ Возведения зданий и сооружений

Дороги стройплощадки


Дороги стройплощадки


Автодороги строительства включают подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дороги - временными; эти проезды прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части, при необходимости, - разъезды. Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м), ширина проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении должна быть не менее 3,5 м, а при двухполосном - 6 м. Если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки транспорта должны быть предусмотрены уширения, общая ширина дороги - не менее 6 м (рис. 3.2).

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25...30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м. Если на стройплощадку будут доставлять крупногабаритные и длинномерные грузы, ширина дороги может быть дополнительно увеличена.

Радиус закругления дорог диктуется возможностями маневрирования отдельных машин и автопоездов, т. е. их поворо-тоспособностью при движении вперед без применения заднего хода. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в этом месте увеличивают ширину проезжей части - при ширине дороги 3,5 м на закруглении она составит 5 м.

Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных - односкатный.

Рис. 3.2. Внутриплощадочные автомобильные дороги:
1 - кольцевая дорога; 2 - тупиковая дорога; 3 - разъезд; 4 - разворот; 5 - уширенный поворот кольцевой дороги

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев - подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия. Для сокрашения расходов на период строительства на строительной площадке целесообразно возводить будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Устраивают только нижние слои дороги, еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное покрытие в этом случае следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

Рис. 3.3. Временные дороги из железобетонных плит:
а - колейная, однопутная из прямоугольных плит; б- то же, двухпутная; в - уширение дороги в месте разъезда транспорта; г - сплошная, из плит клиновидной формы; 1 - одноколейный участок; 2 - двухколейный участок

В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты прямоугольной в плане и клиновидной форм (рис. 3.3). Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2,5...3,0 м, шириной 1,0... 1,5 м, толщиной 0,14...0,22 м и массой 0,63... 1,8 т) просты в изготовлении и в работе с ними на строительной площадке, могут воспринимать повышенные нагрузки, пригодны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде. Дороги чаще устраивают колейными - одно- и двухпутными с разъездами. Клиновидные плиты позволяют устраивать покрытия проезжей части сразу на всю ширину дороги, радиус закругления на поворотах может быть любым. На прямых участках плиты чередуют, располагая их то широкой, то узкой стороной. Для таких плит нет надобности в устройстве отдельных участков дороги (особенно на поворотах) в монолитном исполнении.

Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в Условиях типичной для строек интенсивности движения обычно окупаются за 1,5...2 года. Сборно-разборные плиты являются собственностью строительной организации и предполагают их многократное использование.

Конструкция временной дороги выбирается в зависимости от нескольких факторов:

Продолжительность строительства;

Грузоподъёмность транспортных средств и интенсивности перевозок;

Гидрогеологических условий района работ;

Времени года.

В зависимости от этих факторов временные дороги могут быть: грунтовым; грунтовыми с усилением покрытия; с твердым покрытием в том числе из сборных железобетонных плит.

Грунтовые дороги устраивают при благоприятных гидрогеологических условиях (по грунтам IV категории и выше) и при строительстве в зимнее время в условиях промерзания грунта. Поперечный рельеф дороги профилируют с уклоном 5-6 о от центра к обочинам при помощи автогрейдера.

Дороги с твердым покрытием устраивают при продолжительности строительства более одного года или при неблагоприятных гидрогеологических условиях. Обычно их делают из сборных железобетонных плит, уложенных по подстилающему слою из песка толщиной 15-25 см. Как правило, дорожные плиты выдерживают трех-четырехкратную оборачиваемость, чему в значительной мере способствуют укладка плит на выровненный подстилающий слой и крепление их между собой путем сварки или скрутки проволокой.


Рисунок 6 – Классификация конструкций временных автодорог


Естественные грунтовые дороги

Устраивают при небольшой интенсивности движения (до 3 автомашин в час в одном направлении) в благоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях. Профилирование проезжей части выполняют для отвода воды при осадках и таянии снега.

Рисунок 7 – Конструкция грунтовой профилированной дороги

Грунтовые улучшенные дороги

Испытывают большие нагрузки (до 60 кН на ось) или находящиеся в менее благоприятных условиях, укрепляют щебнем, гравием, шлаком, дегтевым или битумным вяжущим, уплотняют катком.

Без применения вяжущего

Гравийные дороги

Покрытия из щебеночных и гравийных оптимальных смесей применяют для дорог III - IV категорий с земляным полотном из песчано-глинистых или песчаных грунтов и при наличии в районе строительства гравийных или щебеночных материалов. Щебеночные и гравийные покрытия устраивают серповидного профиля на всю ширину земляного полотна.



Для устройства гравийных покрытий применяют карьерный гравийный материал или искусственно составленные смеси, оптимальные составы которых приведены в табл. 3.

Гравийные покрытия на земляном полотне устраивают в два или три слоя в зависимости от расчетной толщины покрытия. Толщина отдельных слоев принимается 15 - 20 см.

Таблица 3 – Оптимальный состав смеси для гравийной дороги

Для устройства щебеночных покрытий применяют природный или искусственный щебень. Щебень фракций 70 – 150 и 40 - 70 мм используют для нижнего слоя, а в верхний слой укладывают только щебень фракций 40 - 70 мм. Для образования верхнего плотного слоя и заполнения пор применяют мелкие фракции: 5 - 10, 10 - 20 и 20 - 40 мм. Количество их должно составлять 10 - 15 % объема щебня в покрытии. Слои равномерно распределяют бульдозером или автогрейдером по всей ширине проезжей части и уплотняют от бровки земляного полотна к оси дороги.

Рисунок 8 – Конструкция гравийной дороги

Для доставки на строительную площадку строительных грузов необходимо сооружение временных внутрипостроечных дорог. Временные дороги сооружаются после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водостоков и инженерных коммуникаций, кроме временных. Строительство временных дорог должно быть закончено до начала работ по сооружению подземной части зданий.

Виды дорог. На строительных площадках используются в основном автомобильные дороги. Железнодорожные дороги используется в основном при сооружении крупных промышленных блоков.

Проектирование дорог. При проектировании внутрипостроечных дорог решаются следующие задачи:

1) разрабатывается схема движения транспорта и расположение дорог в плане;

2) устанавливаются параметры дорог и опасных зон;

3) назначаются конструкции дорог, рассчитываются объемы работ и необходимые ресурсы.

Схема движения и расположение дорог в плане должны обеспечивать подъезд в зону действия монтажных кранов, к площадкам укрупнительной сборки, к складам, мастерским, к бытовым помещения и т.д. Трассу временных дорог необходимо проектировать максимально по трасам будущих постоянных дорог. Как правило, построечные дороги должны быть кольцевыми, а на тупиковых дорогах устраиваются разъездные и разворотные площадки.

При трассировке дорог должны соблюдатьсяследующие минимальные расстояния:

– между дорогой и складской площадкой – ≥ 0,5 …1,0 м;

– между дорогой и подкрановыми путями – ≥ 6,5 … 12,5 м;

– между дорогой и осью железнодорожных путей – ≥ 3,75 м;

– между дорогой и забором строительной площадки – более 1,5 м;

– между дорогой и бровкой траншеи – более 1,5 м.

На СГП должны быть отмечены въезды и выезды, направления движения, развороты, разъезды, стоянки при разгрузке, а также указаны расположение знаков безопасности движения.

Параметрами временных дорог являются:

– число полос движения;

– радиус закругления дорог;

– величина расчетной видимости.

На временных дорогах движение бывает в одну и две полосы.

Ширина проезжей части принимается при:

– однополосном движении – 3.5 м;

– двухполосном движении – 6 м.

Если для доставки грузов используются автомашины 25 и более тонн (Маз, Белаз и др.), то ширина проезжей части увеличивается до 8 метров.

На дорогах с однополосным движением в пределах видимости, но не менее чем через 100 м, необходимо устраивать площадки уширения шириной 6 метров и длиной 12 или 18 метров. Такие же площадки устраиваются в местах разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта

В местах пересечения железных дорог устраивается сплошной настил, ограждения и освещение. Ширина проезжей части на пересечениях железной дороги должна быть не менее 4,5 м. Переезды организовываются под углом 60 – 90 градусов, оборудуются звуковой и световой сигнализацией. Если интенсивное движение, устраиваются шлагбаумы.

Радиусы закругления дорог определяются исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов. Минимальный радиус закругления для строительных поездов – 12 м. В местах закруглений ширина однополосной дороги должна быть увеличена до 5 м.

Расчётная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на перекрестке) – не менее 35 м.

Временные дороги, которые проходят в зоне монтажа, на СГП обозначаются штриховкой.

Сквозной проезд через опасные зоны запрещен.

Конструкции временных дорог необходимо проектировать согласно нагрузкам, возникающим при движении большегрузного автотранспорта.

Постоянные дороги для использования в период строительства нужно выполнять в две очереди. Вначале делают дороги и укладывают один слой асфальтобетонного покрытия. К концу строительства производят ремонт нижнего слоя и устраивают новый верхний слой.

Конструкции временных дорог зависят от конкретных условий эксплуатации и могут быть следующих типов:

– естественные грунтовые профилированные;

– грунтовые улучшенной конструкции;

– с твердым покрытием;

– из сборных железобетонных инвентарных плит.

Грунтовые дороги устраиваются при небольшой интенсивности движения транспорта (до 3-4 автомашины в час) в одном направлении. Если дороги испытывают большие нагрузки, то они укрепляются гравием, шлаком, песчано-гравийно-глинистой смесью и др. Отсыпку гравия производят с устройством корыта и без устройства корыта 1-2 слоями с уплотнением.

Построечные дороги под нагрузку 12 т лучше всего осуществлять из сборных железобетонных плит. Плиты укладываются на песчаную постель 10-20 см. Хорошо зарекомендовали себя дорожные плиты с предварительным напряжением.

Организация приобъектных складов

Приобъектные склады организуются для временного хранения материалов, конструкций, изделий и оборудования в процессе строительства. Объемы складирования должны быть сведены к минимуму.

При проектировании приобъектных складов решаются следующие задачи:

1) определение объёмов запасов материалов, конструкций и изделий, подлежащих хранению;

2) расчет площади складов для основных видов материальных ресурсов;

3) выбор рациональных типов складов и размещение их на строительной площадке.